Это стратегически и экономически важные звенья морского маршрута, через который проходят корабли. Проливы Босфор и Дарданеллы образовались много тысяч лет назад, когда произошло затопление части суши из-за поднявшегося уровня моря за весьма короткий промежуток времени. Стоит ознакомиться с историей, особенностями, значением морских «ворот» в экономике и политике других стран.
Босфор и Дарданеллы история
Проливы Босфор и Дарданеллы сформировались более 7 тысяч лет назад, с древнейших времен имели важное географическое и экономическое значение. Они соединяли Черное и Средиземное море. На прибрежной зоне Азии с Европой сходились торговые пути.
Морские переправы, несмотря на проблематичность использования, считаются самым дешевым способом доставки грузов на дальние дистанции.
Босфорский пролив разделяет Стамбул на европейскую и азиатскую часть. Это неотъемлемый символ города.
В 1833 году, Россия встала на сторону Османской империи в период Турецко-Египетской войны. В результате, заключили договор, дающий право РФ на беспрепятственное прохождение через морские переправы, блокировку прохождения судов других государств со стороны Средиземноморья.
В 1841 году подписали Лондонскую конвенцию, предполагающую лишение России этих возможностей. Только турецкие корабли могли проходить через заливы. В ходе войны за Балканский полуостров, османы неоднократно терпели поражения. Им удалось реабилитироваться в будущем.
Турецкое правительство было вынуждено снова вступить в битву за переправы во время Первой Мировой. В 1915 году, Англия планировала захватить их. Вследствие затянувшихся битв, победила Османская империя. Премьер-министр Великобритании не стерпел поражения и ушел в отставку.
Дарданеллы сыграли важную роль в печально известном участии Российской Федерации в Первой Мировой войне. Россия продолжала стремиться вернуть утраченные территории. Первая стационарная переправа была открыта в 2022 году, после окончания строительства моста в 1915 году.
История обнаружения пролива Дарданеллы много лет была покрыта тайной. В середине 1970-х, ученые нашли античный якорь, принадлежащий древнегреческому кораблю. Крит был огромным морским государством, его жители первые отправлялись в плаванье по бурным водам Средиземноморья, проходили опасные течения нынешнего Босфора.
Проливы Босфор и Дарданеллы: где находятся, что соединяют
Босфор – это самый узкий межконтинентальный канал в мире, занимающий территорию Черного и Мраморного моря. Он протекает через Гибралтарский пролив и Атлантический океан, открывает доступ к Средиземноморью.
Географически залив находится в северо-западной турецкой части или юго-восточной зоны Черного моря. Морские «ворота» отделяют Малую Азию от Европы, окружают мегаполис Стамбул.
Канал Дарданеллы расположен в юго-западной Мраморноморской части, открывает проход в Эгейское море. Они делят Балканы и турецкую территорию Азии. В древности пролив носил название Геллеспонт, в честь дочки Фессалийского царя, которая утонула здесь.
Спустя время, залив переименовали в честь Дардана, одного из сыновей Зевса. Он основал город Дардания, где обитали троянские воины. Еще в 17 веке до нашей эры, местность служила ареной для Троянской войны, в ходе которой, знаменитый город захватили греки.
Пролив Дарданеллы сегодня
Это ключевые проливы, которые открывают главные торговые маршруты России и других государств. Через них проходит львиная доля торговли для всего Причерноморья. Они находятся во владении турецких властей. В 1936 году было принято соглашение «Монтре» в Швейцарии.
Конвенция прекратила открытую вражду и попытки захвата территорий другими государствами. Оно не дает ни одной стране разрешение на пропуск судов.Акватории открыты для прохода военных кораблей, торговых судов всех государств, но существует ряд согласованных ограничений.
За последние годы, морские «ворота» обрели особое значение для нефтяной промышленности. Российская нефть из портов экспортируется танкерами в Западную Европу и Америку через черноморские переправы.
Если Турция вступит в войну, власти имеют право пропускать боевые корабли, приплывшие из любой страны.
При не вовлечении в военные действия, государство обязано закрыть оба стратегически важных пролива для военных судов.
Достопримечательности рядом с Босфором и Дарданеллами
Знаменитые морские «ворота» представляют собой не только географически, но и исторически ценное место. На них оказала влияние культура разных народов, в том числе древних греков, азиат, южных славян, римлян, византийской, османской империи. На территории господствовало 4 религиозные течения – это язычество, православие, католицизм, ислам.
Бухта «Золотой рог»
Это узкий залив, который по форме напоминает рог. Бухта разделяет Стамбул на восточную и западную части. Ранее место служило морской обороной государства. Залив перекрывали огромной железной цепью, не пускавшей вражеский флот к столице. Сейчас это многолюдное туристическое место, манящее путешественников со всего мира величественными пейзажами.
Дворец Долмабахче
Достопамятный объект находится в европейской части Стамбула. Сооружение возведено в 1850-х годах для султана Абдул-Меджида Первого. Сейчас помещение функционирует в качестве музея.
Собой Святой Софии и Айя-София
Это храмы, построенные во времена Византийской империи. С падением правления римлян, здания переделаны турками в мечети. Сейчас они функционируют в качестве музеев.
Султанахмет или Голубая мечеть
Объекты строились, чтобы умилостивить Аллаха после поражения османов в 2 войнах. Оно расположено в 200 метрах от Собора Святой Софии. Туда съезжаются туристы со всего мира, чтобы полюбоваться уникальным построением, декором.
Дворец Топкапы
Это главный дворец ранее существовавшей Османской империи, который находится на мысе Сарайбурну. С него можно узреть соединение Золотого Рога с Босфорской акваторией. Объект возвели в начале деятельности османов в завоеванном Стамбуле (Константинополе). Дворец расположен в 0.5 км от Собора Святой Софии.
Развалины крепости Кумкале
Достопамятное место находится на азиатской части Дарданеллы. Рядом расположен и холм Гиссарлык.Достопримечательности можно посетить в составе экскурсионного тура или самостоятельно.
Правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
В связи с принятой конвенцией о режиме Черноморских проливов 21 июля 1936 года, торговые суды всех стран могут свободно проходить через них, соблюдая установленные правила. В мирное время, корабли пользуются правом абсолютной свободы прохода и плавания круглосуточно, вне зависимости от флага и груза, без формальностей.
Главное условие – это соблюдение некоторых санитарных норм. В Петербурге, в июне 1895 года, состоялось совещание, где рассматривался ход выполнения программы строительства Черноморского флота. В ходе беседы было заявлено о готовности к занятию Верхнего Босфора 35 000 российским десантом.
Операцией командовал вице-адмирал С. Макаров. Течение помогало бы российским кораблям, мешало бы противнику – Англии и Франции. Но, Николай Первый отказался от захвата черноморских проливов. Если бы их захватили, сегодня ни один американский ракетный крейсер не смог находится в Черном море без разрешения Кремля.
Зачем нужны проливы
Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы располагаются на дистанции 190 км друг от друга, разделяются Мраморным морем. Они объединяют закрытое Черное и открытое Средиземное море. На их берегах расположилась архитектурная столица Турции – Стамбул. Через черноморские заливы переправляются торговые судна, военные корабли.
Извилистый рельеф Дарданелл
Морские «ворота» Дарданеллы – это одно из самых опасных мест для судоходства. Они весьма узкие, фарватер ограничивает извилистый рельеф берегов. В древние времена, на его месте было русло реки, которое затопилось вследствие опускания суши.
Глубина Босфора и Дарданеллы
Глубина Босфора составляет около 121 метра, Дарданелл – 104 метра. Сами проливы весьма узкие, самое широкое место шириной 3.3 км.
Значение проливов в современном мире
Черноморские проливы играют большую роль в торговле и экономике других государств. Они обеспечивают доступ к Средиземному морю, мировому океану, южным областям стран СНГ. Через них поставляется сельскохозяйственная, промышленная продукция, нефть.