Гарем во дворце Топкапы: комната и вещи Хюррем, золотой путь

Достопримечательности

Гарем Топкапы – одна из главных достопримечательностей Стамбула. Как и весь султанский дворец, он постоянно обновлялся и расширялся по мере необходимости, и в результате включает множество архитектурных стилей.

Турецкий гарем султана Сулеймана во дворце Топкапы

Строительство Топкапы по приказу султана Мехмеда Завоевателя началось в 1459 году, шесть лет спустя после завоевания Константинополя. Изначально он назывался Новым дворцом (Ени сарай), чтобы отличить его от Старого дворца (Эски сарай) на площади Беязыт в историческом центре Стамбула.

Семья султана продолжала жить в Старом дворце, несмотря на то, что в Топкапы был небольшой гарем, который использовался время от времени. Только в 1541 году, когда жена султана Сулеймана Великолепного Хюррем Султан переехала в Топкапы, дворец стал постоянным домом османских правителей.Гарем во дворце топкапы1

Харем-и Хумаюн – сокровенное место дворца, где проходила личная жизнь султана, с причудливыми сооружениями, коридорами, залами. Как институт османского общества гарем отражал уединенную приватность семейной жизни.

Напоминающий лабиринт комплекс включает около 300 комнат, выложенных плиткой и соединенных внутренними двориками с садами и фонтанами, 9 турецких бань, 2 мечети, больницу, прачечную и несколько палат.

На пике своего развития он был домом более чем для 1000 женщин и черных евнухов.

В гареме османские султаны проживали вместе с матерями, женами, дочерями, близкими незамужними родственницами, наследниками (шахзаде), фаворитками и наложницами.Некоторые женщины османского гарема играли важную политическую роль в истории Османской империи. В период «султаната женщин» (1550–1656) иностранные послы отмечали, какое влияние на управление оказывали женщины из султанского гарема.

Хасеки Хюррем Султан заложила основы «султаната женщин». Роксолана была одной из самых влиятельных женщин в истории Османской империи и обладала огромной политической властью. Титул «хасеки» (второй по значимости после валиде) был введен Сулейманом специально для неё.Дизайн и архитектурная структура гарема важны для понимания его роли во дворце.

Во дворце Топкапы он располагался в правом крыле сразу за зданием Совета Дивана. Централизация жилых помещений свидетельствовала о динамике власти между мужчинами и женщинами гарема. Само здание было физическим напоминанием о присутствии гарема всем, кто работал и жил на территории дворца, и свидетельством того, что женщины оставались ключевой частью султанского дома.Гарем во дворце топкапы2

Попав в гарем, девушки обращались в ислам и получали надлежащее дворцовое образование. Женщины в гареме были организованы в иерархию, которая устанавливалась на основе приобретенных навыков и того, сколько внимания султан уделял наложнице. По мере того, как она поднималась по «служебной» лестнице, она имела больший доступ к султану.

Иерархия гарема:

  1. Валиде султан (мать султана) – самая влиятельная фигура в системе гарема Топкапы. Значение валиде-султан в гареме и семье можно понять по установленному для неё жалованию и имуществу. Как мать султана, согласно исламской традиции (право матери – право Бога) валиде султан имела значительное влияние в делах империи. Впервые титул официально использован для Хафсы Султан, супруги Селима I и матери Сулеймана I.
  2. Башкадын-эфенди, до конца 17 века известна как хасеки султан – главная жена султана.
  3. Султанши – дочери, сестры султана.
  4. Кадын-эфенди – жены султана. Традиция допускала только четырех кадын, но неограниченное количество наложниц. Кадын приравнивались к статусу законных жен, они получали свои апартаменты, имели служанок и евнухов. Количество имущества (одежды, драгоценностей и пособий) было пропорционально благосклонности султана к ним.
  5. Икбал (не более 4 наложниц). Первую в этом ряду называли башикбал, если с ней заключался брачный договор, и она становилась пятой женой, бешинчи кадын-эфенди.
  6. Гёдзе и пейк – наложницы-кандидатки на повышение до статуса икбал или кадын-эфенди. В лучшем случае их могло быть восемь. Первые четыре назывались гёзде, другие – пейк. Очень немногие в османском гареме относились к этой категории.
  7. Джарийе, одалиски – горничные и служанки. Они делали уборку, готовили еду, присматривали за маленькими детьми, но не могли выйти замуж, пока не покидали дворец, по истечении 9 лет. Сохранились списки женщин из числа обслуживающего персонала, которые работали в прачечной, на кухнях и так далее.Гарем во дворце топкапы3

После девяти лет службы девушкам из гарема выдавали вольную грамоту, набор бриллиантовых серег и кольцо, приданое, немного золота в качестве брачной доли, для них подыскивали хороших мужей. Они были известны хорошим воспитанием и осмотрительностью, никогда не раскрывали никаких интимных подробностей о семье султана посторонним.

Растянувшись на площади почти 700 000 квадратных метров, гарем во дворце Топкапы использовался до начала 1850-х годов, когда семья султана переехала в Долмабахче, дворец в европейской части Босфора.

В музей Топкапы был превращен в 1924 году, после отмена монархии в 1922 году.

Имперский зал, известный как «тайная палата», приобрел европеизированный декор, относящийся к реконструкции проведённой Османом III. Это просторный зал, выходивший в сад и служивший местом проведения официальных церемоний.

Гарем охватывает более 300 комнат, 9 турецких бань, 2 мечети, больницу, прачечную и несколько палат. После реконструкции, которая заняла годы, он открыт для публики.

Тайны гарема дворца ТопкапыТайны гарема дворца топкапы

Конкуренция в гареме была жесткой, каждая наложница пыталась добиться благосклонности валиде-султан, привлечь внимание султана и стать хасеки. Соперничество возникало среди наложниц, которые были матерями детей султана. Рождение ребенка приводило к повышению статуса, особенно если это был мальчик, который однажды мог стать новым султаном, а женщина – валиде-султан, самой могущественной женщиной в Османской империи.

Обычай первородства не соблюдался, не имело значения старшинство, или был ли это сын от жены или наложницы – все сыновья имели равные права на престол.Хасеки получали жалованье в 2-3 раза выше, чем другие женщины гарема. Валиде получала в 2 раза больше, чем хасеки. Конечно, денежная компенсация давала большой стимул сближению с султаном.Физические границы гарема не мешали женщинам осуществлять свою политическую власть.

Хюррем поддерживала тесный контакт с султаном, пока тот отсутствовал в военных походах. В письмах она посвящала его в правительственные новости и политические проблемы. Благодаря сильной привязанности султана к Хюррем, она обладала информацией, которой не имели многие высокопоставленные чиновники. Знание – сила, и это выразилось в том, что добилась самого высокого статуса среди жен султана и многих чиновников.Тайны гарема дворца топкапы4

Наложницам приходилось остерегаться и главного черного евнуха (кызляр-ага). Высокопоставленный чиновник, отвечающий за гарем, был главой черных евнухов и считался третьим должностным лицом в Османской империи (после султана и великого визиря). Он выступал посредником между султаном и великим визирем, султаном и валиде-султан, всегда был в курсе дворцовых тайн.

Во введении кызляр-ага была вербовка новых наложниц, свадьбы, организация церемоний рождения, обрезания.В османском дворце служили сотни черных евнухов. Поскольку кастрация противоречила исламу, османы сами этим не занимались. Но они не видели ничего плохого в покупке этих рабов, кастрированных до полового созревания. В империю они попадали по древним караванным путям через Египет, Судан из Эфиопии.

Уже в конце 16 века османы зашли очень далеко, завоевав приличный кусок Африканского Рога, часть Судана. Кастрацию, как правило, проводили коптские монахи. В уретру вставляется трубка (жестяная или деревянная), рана прижигается кипящим маслом, и больного сажали в свежий навоз.Тайны гарема дворца топкапы5 (1)

Очевидно, что операция такого рода имела далеко идущие последствия, как физические, так и психологические. Смертность была высокой, особенно в результате закупорки уретры гноем. Всю жизнь эти люди страдали гормональными и психологическими расстройствами.  Это имело особое значение, поскольку старшие евнухи, имевшие власть, в определенные периоды османской истории (при «султанате женщин), использовали ее, чтобы влиять на ход политических событий.

Другая причина, по которой в гареме использовали черных евнухов, – культурные и языковые различия между африканскими евнухами и жительницами гарема, преимущественно с Балкан и Кавказа. Это препятствовало любым значимым контактам.

В Османской империи были белые евнухи, рабы с Кавказа, Грузии или Черкесии. Но они находились вдали от женщин и находились под покровительством правительственных чиновников или на службе у самого султана.

Зеркала гарема ТопкапыПозолоченные зеркала огромных размеров 18 века

Зеркала находились около комнат наложниц. Однако они имели несколько иную цель, как только любование собой. Их вешали друг напротив друга, таким образом, вместе они представляли систему наблюдения.

Позолоченные зеркала огромных размеров 18 века, находятся в помещении для охраны, у главного входа в Харем-и Хумаюн.

Золотая клеткаВоротами джинна.

В 1566 году Селим II отменил указ султана Мехмеда Завоевателя, Закон Фатиха (или закон братоубийства), который санкционировал убийство братьев и родственников мужского пола, после восхождения султана на престол, чтобы сохранить власть для своего потомства.

Похожая статья  Что посмотреть в Стамбуле: популярные места, исторические достопримечательности, современная архитектура

Селим сохранил жизни османских принцев, но они должны были уединиться в кафес (клетка). Это были апартаменты, примыкавшие к Гарему, но разделенные дверным проемом – Воротами Джинна. Они представляли двухэтажное здание без окон, в котором шехзаде были изолированы вместе со своими гаремами, примерно из двух десятков бесплодных женщин.

Хамамы в гареме ТопкапыХамамы в гареме топкапы

В хамамах, где жены и наложницы султана получали расслабляющие паровые ванны и массажи, уделялось большое внимание оформлению. Вода лилась из богато декорированных золотых кранов в мраморные бассейны.

Чтобы избежать ссорящихся женщин, которые бы соперничали за внимание султана, была сделана специальная решётка из золота, которая отделила секцию для султана и валиде-султан. Таким образом, одна сторона хамама предназначалась для султана и его матери, другая – для женщин гарема.

Хамам султана датируется концом 16 века и состоит из нескольких помещений. В 18 веке он был реставрирован в стиле рококо. Обе половины с полами, облицованными серым и белым мрамором, состоят из зала с горячей водой, теплой сухой комнаты и холодной комнаты.

Описание: от главных ворот до гаремаВорота приветствия (баб юс селам)

Многие помещения в гареме спроектированы Мимаром Синаном. Гаремная секция выходит во Второй двор, в который также открываются Ворота карет (Арабалар Капысы). Во Второй двор ведут Ворота приветствия (Баб-юс Селам).

Секции гарема реставрированы при султанах Махмуде I и Османе III в стиле османского барокко – декор, контрастирующий с некоторыми сохранившимися деталями османской классической эпохи.

Ранние сохранившие части гарема – Золотой путь, кухня султана и Эски Хасекилер. По мере того, как население гарема увеличивалось с конца 16 века, были построены мезонины и дополнительные здания со спальнями для служанок и апартаментами для жен султана.

Эвлия Челеби отмечает, что до конца 16-го века гарем не переезжал во дворец Топкапы, хотя султаны вели там свои повседневные дела и часто ночевали, время от времени наведываясь в Старый дворец, чтобы навестить своих жен и детей.

Султан Сулейман Великолепный взял в Топкапы только Хюррем Султан и несколько наложниц, но полностью гарем переехал из Старого дворца во время правления Мурада III. В 1665 году, когда Мехмед IV, его гарем и домочадцы находились во дворце в Эдирне, во дворце Топкапы вспыхнул большой пожар, уничтоживший большую часть гарема от Ворот карет до покоев валиде-султан.

Вход в гарем ТопкапыВход в гарем топкапы

Вход в гарем Топкапы находится во Втором дворе (Диван Мейданы), со стороны здания Дивана с Башней правосудия. Слева от входа находится общежитие для привратников и дворцовых слуг, известных как зюлюфлю балтаджылар (топорщики), – отреставрированное здание, облицованное изникской плиткой. Они поставляли дрова, необходимые для обогрева гарема.

Название связано с тем, что во время военных экспедиций они шли впереди армии, рубили деревья, мешавшие маршу. Во дворце они носили одежду с высокими воротниками, из-за которых не могли увидеть женщин, кроме того, в гарем входили почти приникшими к полу, не поднимая головы. Внутри палаты зюлюфлю балтаджылар – небольшая мечеть, турецкая баня и комната для курения, где они в свободное время пили кофе и курили.

Зал Фонтана Омовения, украшенный изразцовой плиткой Кютахья 17-го века с ботаническими мотивами и каллиграфией из Корана, так же известный как Диван с фонтаном (Шадирванлы Диван), – помещение, охраняемое черными евнухами, служило входом в гарем. Перди-Капысы (Занавесные Ворота) в Шадирванлы Диван, обеспечивали переход в Хасбахче (Главный сад). Эти ворота также ведут в Биниш ёлу, проход, предназначенный только для султанов, сохранившийся со времен Фатиха.

Проехав по городским улицам, султан, спешившись с коня с помощью каменной платформы в Шадирванлы Диван, попадал в Башню правосудия через Занавесные ворота.

К Шадирванлы Диван примыкает мечеть черных евнухов, на изразцах которой изображена Мекка. За мечетью находится двор черных евнухов, украшенный  плиткой Кютахья. За мраморной колоннадой слева – общежитие евнухов, в котором проживало до 200 человек, прислуживающих женщинам гарема.

Двор евнухов также окружают покои кызляр-ага, Казначейская палата и школа шехзаде. В дальнем конце двора – главные ворота в гарем и помещение для охраны.Отсюда Коридор наложниц ведет налево во Двор наложниц султана во дворце Топкапы и покои Хюррем.

Покои валиде султан в ТопкапыПокои валиде султан в топкапы

Двор валиде-султан – жилой комплекс матери султана, состоящий из 40 комнат. Для публики открыты только две комнаты – столовая с приемной в верхней галерее и спальная комната с нишей для молитв. Оба пространства украшены плиткой с цветочными мотивами и пасторальными видами Стамбула.

Комплекс был построен в конце 16 века, но перестраивался после пожаров в 17 веке. Османский ученый 17 века Кятиб Челеби «Таквим ат-теварих» («Упорядочение истории») пишет, что пожар устроила служанка, укравшая кольцо. Султан Мехмед IV по возвращению в Стамбул, приказал построить новое здание гарема, внутренние стены которого полностью украсили изразцами.

Реконструкция была завершена в 1668 году, но поскольку Мехмед и его преемники предпочитали жить во дворце Эдирне, гарем Топканы не имел большого значения, во всяком случае, до правления Ахмеда III в период известный как эпоха тюльпанов. В то время на архитектуру и искусство в Турции оказало большое влияние европейское барокко. В 18 веке была добавлена небольшая музыкальная комната.

Покои валиде-султан и покои султана соединены проходом, ведущим в хамам. За двором валиде-султан находится великолепная приемная с большим камином, которая ведет в вестибюль, покрытый плиткой из Кютахья и Изника.

Здесь валиде-султан, шехзаде и старшие жены ожидали аудиенции у султана, прежде чем войти в Имперский зал. Рядом – Тайная палата Мурада III, одно из самых роскошных пространств дворца с трехъярусным мраморным фонтаном, позолоченными зонами отдыха с балдахином. Помимо декоративной функции фонтаны использовались для того, чтобы не дать подслушать важные разговоры, благодаря звукам проточной воды.

По соседству – Тайная палата Ахмеда III, которая известна как «Фруктовая комната», из-за фруктов и цветов, расписанных на стенах. В другую сторону от Тайной палаты Мурада III – Двойной павильон наследного принца, две прекрасные комнаты, датируемые примерно 1600 годом. Внимания заслуживают расписной купол в первой комнате, панно из изникской плитки во второй комнате, а также витражи.

Дворы гарема и покои наложницДворы гарема

За Двойным павильоном находится Двор фавориток (избранных) – последняя часть гарема, где находились и покои Хюррем султан, которая выходит на большой бассейн и самшитовый сад. Во двор выходят небольшие комнаты с крошечными окошками, включающие кафес, где проживали братья и сыновья султана. Покои наложниц находились на втором этаже, к сожалению, для экскурсий открыт только первый этаж.

Ко Двору фавориток примыкает Гаремная мечеть с михрабом в стиле барокко. Решетчатое окно в нише михраба открывалось во время молитв. Это позволяло женщинам увидеть мечеть Агалар (мечеть белых евнухов) в Третьем дворе и участвовать в молитве. Цветочные изразцы на стенах Гаремной мечети были привезены в середине 18 века из византийского Влахернского дворца.Отсюда можно пройти по проходу, известному как Золотой путь, и выйти в Третий двор дворца.

Золотой путь во дворце ТопкапыЗолотой путь во дворце

Золотой путь (Алтыньол) – проход, который простирается от двора кызляр-ага до Тайной палаты. Султан использовал этот проход, чтобы пройти в гарем.

Согласно легенде, название связано с тем, что султан в праздничные дни бросал золотые монеты, которые потом собирали наложницы.

Вещи в музее ТопкапыВещи в музее топкапы

Во дворце Топканы много экспонатов, но вещи Хюррем не сохранились. Возможно, после ее смерти, они были отправлены в Старый дворец, который несколько раз горел. Сохранились налобные повязки, которые Роксолана вышивала сама.

Исламские священные реликвии находятся в личных покоях султана, Тайных палатах, расположенных в Третьем дворе. Самая известная коллекция дворца – султанские драгоценности, хранящиеся в Павильоне Фатиха (Завоевателя) и в Третьем дворе. Изумруды, рубины, бриллианты, украшающие гербы тюрбанов, драгоценные мечи, золотые троны, инкрустированные жемчугом.

Среди знаменитых экспонатов – «Кашикджи» (алмаз-ложечник), крупнейший в мире бриллиант, изумрудный кинжал Топкапы.

Во Втором дворе находилась дворцовая кухня. Сейчас здесь можно полюбоваться на лучшую в мире коллекцию китайского и японского фарфора и увидеть интересную коллекцию оружия и костюмы султанов. Как и другие предметы в музее дворца Топкапы, предметы изготовлены в мастерских по приказу султана, куплены на рынках, получены в дар от иностранных сановников, или собраны у завоеванного населения.

Панорамные виды на Стамбул из ТопкапыПанорамные виды на стамбул

Султанский дворец – один из богатейших музеев мира, включающий четыре двора и террасы с панорамными видами на Мраморное море и на город. Самый прекрасный вид на Стамбул открывается с Четвертого двора.

 

Оцените статью
Отдых в Турции
Добавить комментарий

Adblock
detector