Мечеть Сулеймание, благодаря своим эстетическим и символическим особенностям, – выдающийся памятник классической османской архитектуры. Здание, представляющее идеальное сочетание простоты и грандиозности, построено по заказу Сулеймана Великолепного и задумывалось как воплощение великолепия империи.
История и архитектура мечети Сулеймание
Мечеть Сулеймание в Стамбуле признана шедевром и абсолютной вершиной карьеры великого зодчего Мимара Синана. Хотя сам мастер называл ее «работой простого подмастерья», при проектировании он продумал все до мелочей.«Тезкиретуль Буньян» – книга, написанная в 1580-х годах другом Синана Саи Мустафа Челеби, скорее всего, по просьбе Синана (на протяжении всей книги Мимар Синан представлен от первого лица в беседах с Саи).
В главе о мечети Сулеймане ее истории Синан рассказывает о том, что после того как султан Сулейман сообщил ему о намерении построить новую мечеть, они обменялись мнениями и вместе решили архитектурную форму и место, где ее построить.
Мечеть Фатих построена рядом с мавзолеем Константина Великого.
Мечеть Беязыт располагалась на самой большой площади города, которая в византийские времена называлась Форум Феодосия.
Мечеть Явуз Селим – в районе оседлых кварталов и на вершине холма во внутренних частях Золотого Рога. Мечеть, посвященная Сулейманом I сыну шехзаде Мехмеду, – возле одной из янычарских казарм. Место, которое видно с Галаты и Босфора, на вершине холмов, спускающихся к порту перед заливом Золотой рог, было определено для мечети Сулеймание. Такое решение имело политический и идеологический жест с целью привлечь внимание внешнего мира.
Мечеть султана Сулеймана представляет грандиозный комплекс социальных и культовых сооружений, кюллие, который включал медресе, школы богословия, библиотеку, начальную школу, пансион, хаммам, магазины. Она независима от других построек и находится в великолепном дворе размером 216 х 144 метров. Три улицы, одна из которых шире двух других, были спроектированы так, чтобы объединиться под прямым углом в третьем блоке рядом с большим садом вокруг мечети.
На этих улицах находятся все постройки комплекса, кроме медресе (дарулхади) То, что прямоугольная геометрия доминировала, на самом деле характерная особенность для большинства кюллие, построенных в конце 15 века и в 16 веке в Османской империи.
Сулеймание – третья мечеть, в архитектуре напоминающая собор Святой Софии, после мечети Фатих и Беязыт.
В определенной степени это подтверждает, что форма собора Святой Софии, построенного до рождения Пророка Мухаммеда, по-видимому, воспринималась и использовалась как визуальная метонимия укоренившейся имперской традиции.Над северным порталом молитвенного зала надпись на арабском языке каллиграфа Ахмеда Карахисари на трех мраморных панелях свидетельствует о дате основания, 1550 год, и дате открытия, 1557 год.
7 июня 1557 года Мимар Синан торжественно открыл двери великой мечети золотым ключом, под аплодисменты и вознесение молитв.История сохранила подробную информацию о процессе строительства Сулеймание. В бухгалтерских книгах комплекса, которые дошли до наших дней почти в полном виде, описываются заработные платы рабочих, стоимость строительных материалов, которые привозили со всей страны.
Большинство квалифицированных мастеров, включая каменщиков, кирпичников, кузнецов, литейщиков, стекольщиков и маляров принадлежало к группе рабочих, получавших заработную плату. Рабы получали пропитание и работали разнорабочими. У 51% из 3523 мастеров были христианские имена, у 49% – мусульманские. Строительство Сулеймание велось с дисциплиной «мобилизации», отражающей мощь Османской империи.
Панорама мечети Сулеймание
Памятники османской империи в большинстве своем примечательны выбором места и идеальной целостностью. Находятся они на возвышенности или нет, но с площадки всегда открывается вид на просторы, и, куда ни посмотришь, видно небо. Расположенная на вершине холма, возвышающегося над районом Кантарджылар, Сулеймание величественно возносится к небу.
С обширной площадки открывается панорама на европейскую и азиатскую часть, моря, омывающие Стамбул, Принцевы острова. В туманной прозрачности горизонта вырисовывается гигантский Вифинский Олимп – неизменный свидетель памяти о колыбели османской власти.
Кюллие построен на террасированных склонах в саду османского здания, которое позже стало известным как Старый дворец (Эски Сарай) и частично на месте жилищ, приобретенных у горожан.
Благодаря своему расположению он сыграл определяющую роль в формировании сознания людей хорошо известного силуэта Стамбула.Перед основной крытой частью здания находится двор исключительного величия, окруженный перистилем с колоннами из мрамора, гранита и порфира. Можно предположить, что использовались колонны, взятые из древних руин вокруг ипподрома (Атмейданы), нынешней площади Султанахмет.
Двор вымощен плитами из белого мрамора (за исключением прохода, который ведет через крыльцо внутрь мечеть), в центре расположен изящно украшенный фонтан (шедерван), вода из которого важна для ритуальных омовений, перед молитвой. После религиозного омовения, люди входят в монументальные ворота в главное здание мечети.По четырем углам двора расположены разные по размеру минареты.
Десять галерей указывают на то, что Сулейман Великолепный был десятым султаном со времен Османа Гази, основателя династии Османов.Высота купола с 32 окнами в барабане для обеспечения лучшего освещения – 53 метра, что составляет половину высоты мечети.
Главный купол поддерживается полукуполами, как и в соборе Святой Софии.
Храм имеет также две четверти купола и десять небольших куполов.
Опыт строительства мечети Сулеймание показывает, что архитектор Синан имел глубокие знания приемов и способов поднятия куполов на вершины мечетей в составе структурной системы опор и арок, не влияющей на блеск внутреннего пространства на уровне земли, сохраняя его открытость и однородность.
Внутреннее убранство мечети Сулеймание
Одна из самых красивых мечетей в мире представляет выдающийся образец идеального архитектурного дизайна. Хотя Сулеймание и берет за отправную точку купольную модель собора Святой Софии, внутри совершенно иное пространственное построение. Архитектурное превосходство мечети отражается в сдержанном использовании колонн и галерей, что позволяет добиться равномерного освещения и создать ощущение единства и непрерывности во всем пространстве.
В соборе Святой Софии колонны используются для поддержки купольного экрана, но Синан смог преодолеть эту потребность благодаря структурным инновациям. Они продемонстрировали его архитектурную гениальность.
Открытость купола создает ощущение неба или божественного рая – центральной темы в исламе.
- Мечеть представляет здание, в котором структурные элементы, несущие центральный купол, объединяются с периферией. Пространство расширено в сторону боковых нефов, сохраняя завершенность.
- Нагрузка купола распределяется на основную несущую систему, состоящую из четырех висячих арок вместе с полукуполами и примыкающими к ним арками.
- Интерьер мечети, почти квадрат, 59 метров в длину и 58 метров в ширину, образует огромное пространство площадью около 3500 квадратных метров, освещенное 238 окнами.
- Основная задача молельного зала – разместить молящихся параллельными рядами в едином пространстве. Геометрически подходящим планом является квадрат или прямоугольник. Внутреннее пространство мечети начинает развиваться от центра по трем осям – продольной, поперечной и вертикальной.
- От центра круг купола образует пределы центральной площади, длина сторон которой равна диаметру купола (26, 5 метра).
Четыре цельные гранитные колонны, несущие большие навесные стены с окнами внутри двух полукуполов из четырех поясов, на которые опирается главный купол, были перенесены из древних руин. Это имело сильное символическое значение.Синан в «Тезкиретуль Буньян» с большим энтузиазмом описывает процесс демонтажа одной из них с места возле Кызташи и переноски ее на веревках толщиной с человеческое тело.
Один монолит привезен из Египта, руин города, основанного Александром Македонским, другой – из римских руин Баальбека, который был местом, где Соломон построил дворец для царицы Савской. Четвертая древняя колонна находилась в саду дворца Топкапы.Таким образом, в мечети, принадлежащей самому могущественному османскому султану, хранятся артефакты Соломона, Александра Македонского и императоров, правивших в Константинополе.
Соответственно мечеть и султана можно считать новым звеном во главе исторической цепи.
Особое значение приписывалось пророку Сулейману (Соломону). У султана было то же имя, что и у пророка, и османы не удерживались от проведения аналогии между двумя персонажами истории.Более того, с коридором, окружающим восьмиугольное сооружение со всех сторон.
Кристаллами, украшающими внутреннюю часть купола. Храм для султана отождествляется с Куполом Скалы, построенным Омейядами на Храмовой горе, – в месте, на которое, якобы, ступил Пророк Мухаммед при ночном путешествии из Мекки в Иерусалим. На окнах Сулеймание шестиугольные звезды, известные как Печать Сулеймана. Эвлия Челеби пишет «Его михраб подобен михрабу Пророка Сулеймана».
Что посмотреть в мечети Сулеймание
Расположенные между контрфорсами с обеих сторон небольшие траверсы, аналогичные портикам с карнизом снаружи, во всех деталях демонстрируют творение великого мастера. Секция, что находится справа от муэдзин махфили, окруженная бронзовой решеткой, была превращена Махмудом I в 1752 году в библиотеку.
Книги были переданы в 1918 году в Публичную библиотеку, созданную в медресе Сулеймание.Примечательная особенность Сулеймание – орнаменты, которые используются очень органично и в небольшом количестве. Плитка только на некоторых окнах и вокруг михраба, на стене которого красочные ревзены («гипсовые (узорчатые) окна») с именами Аллаха. На некоторых переходных поверхностях – сталактиты.
Хюнкар махфили (султанская ложа) и муэдзин махфили привлекают внимание элегантной мраморной отделкой. Вообще использование ограниченного количества орнаментов характерно для османских мечетей, построенных в 16 веке.
Похоже, что османы в те времена хотели продемонстрировать свою мощь благодаря внушительным размерам мечетей, высоких поясов и куполов.
Тем не менее, живописная компания из рассчитанных колонн, поясов и куполов разных размеров с портиками по бокам составляет потрясающий вид. Явно гордясь своим творением, Синан пристроил башни к контрфорсам, чтобы желающие могли подняться наверх и осмотреть купол (в башнях небольшие комнаты с окнами).
Легенды и интересные факты
Лампы, подвешенные от купола до пола – находка непревзойдённого ума Мимара Синана. Архитектор рассчитал поток воздуха, который будет направлять копоть от масляных ламп в комнату над главным входом в мечеть. Скопившуюся в стенах этой комнаты сажу убирали и превращали в чернила.
В исторических записях сохранились предания, что шах Сефевидского государства Тахмасп I, хвалясь своим богатством, прислал султану ценные дары, показывая, что Сулейману не осилить строительство выдающегося здания.
Сулейман, получив послание шаха, передал сокровища Мимару Синану, на что архитектор ответил, причиной задержки строительства была не бедность, а ожидание того, пока будет заложен фундамент.
Дары шаха были зарыты под одним из минаретов.Строительство мечети, которая бы превзошла славой собор Святой Софии, огорчало и Папу. Тогда он инициировал строительство базилики Святого Петра в Ватикане, ради которого по всему католическому миру начали продавать ключи от рая.Комплекс Сулеймание нужно понимать с точки зрения новой политической и религиозной программы Сулеймана I.
Чтобы создать установленный Богом порядок и, таким образом, предоставить себе абсолютную, а не просто временную власть, которая указывалась в титуле «султан», Сулейман принял титул «халиф». Титул верховного халифа утверждал, что Сулейман – преемник пророка Мухаммеда. Чтобы узаконить использование титула, он сделал упор на суннитскую ортодоксальность и отдал приоритет шариату.
Оснащение комплекса, его расположение, функции и использованные при строительстве материалы показали желание султана реализовать новую программу, которая укрепила его абсолютную власть.
Дизайн мечети султана Сулеймана Великолепного, и легенды, связанные со строением, подчеркивают связь между ним и великим пророком Соломоном, укрепляя тем самым доверие к титулу халифа.
Использование колонны из храма Баальбека было тактикой, аналогичной той, которую применил Юстиниан при строительстве собора Святой Софии.Представление Сулеймана как нового Соломона еще больше подчеркивается дизайном его гробницы. Мавзолеи, где похоронен Сулейман и его жена, Хюррем Султан, украшены цветочными мотивами, подобными панно в Куполе Скалы.
Мавзолеи при мечети
В обнесенном стеной ограждении за стеной киблы мечети Сулеймание в Стамбуле находится кладбище с мавзолеями Сулеймана I и Роксоланы и гробницами других султанов и членов султанской семьи. Вход на территорию через ворота на северной стороне мечети.Мавзолей Сулеймана, построенный в 1566 году, включает перистиль с крышей, поддерживаемой 24 колоннами. Вход украшен изникской плиткой.
Внутри сооружения ложный купол, который поддерживают 8 колонн. Цокольный этаж окружен 14 окнами, в тимпане – 24 витража. Интерьер декорирован изникской плиткой, кораническими надписями и изящными изделиями из дерева. Здесь в гробницах покоятся останки семи человек. Кроме могилы султана Сулеймана, гробницы Сулеймана II и Ахмеда II, Рабии Султан (жены Ахмеда II), Михримах Султан (единственная дочь Сулеймана Великолепного и Хюррем Султан).
.Мавзолей Хюррем Султан, построенный в 1558 году, восьмиугольной формы снаружи и с 16 сторонами внутри. Интерьер украшен плиткой Изник и каллиграфией. Семь прямоугольных окон разделены восемью нишами, напоминая михрабы. Потолок побелен, но в прошлом, скорее всего, был окрашен в яркие цвета и узоры. В мавзолее также похоронены шехзаде Мехмед (сын султана Селима II), Ханым Султан (дочь Хатидже Султан, сестры Сулеймана Великолепного).
На территории, окружающей мавзолеи, небольшое османское кладбище, которое демонстрирует хороший образец османских надгробий.На территории кладбища мечети Сулеймание находится также гробница творца выдающегося строения, Мимара Синана. Он похоронен рядом со своими великими покровителями. Над молитвенным окном его могилы эпитафия на османском турецком языке, сочиненная Саи Мустафа Челеби.
Как добраться
Адрес: Süleymaniye, Prof. Sıddık Sami Onar Cd. No:1, 34116 Fatih/İstanbul, Турция. Это в старой части города, квартал Вефа
Мечеть сулеймание: как добраться:
- доехать до станции Эминёню (от неё ходьбы пять минут);
- пешком от площади Эминёню или площади Беязыт;
- доехать на трамвае до Гранд базар или Стамбульского университета.
Поскольку комплекс расположен в исторической части, недалеко находятся и другие достопримечательности Стамбула, включая Гранд-базар, Базар специй, мечеть Рустема-паши и Новую мечеть. В нескольких шагах – дворец Топкапы и Голубая мечеть.
Цена билета и часы работы
Часы работы мечети Сулеймание: комплекс открыт каждый день (кроме пятницы) с 9:00 до 17:30.
Во время молитвы мечеть закрыта для туристов, поэтому лучшее время для посещения до 12:30 или после 13:45.
Вход бесплатный, но пожертвования приветствуются.
Правила поведения в мечети
Мусульмане снимают обувь каждый раз, когда входят в мечеть. Они ожидают, что посетители будут следовать их примеру, снять обувь и проявить уважение к храму.
Поскольку мечети священны, ни мужчинам, ни женщинам не подобает носить одежду, обнажающее тело. Для мужчин подходят длинные брюки, рубашки или футболки, для женщин – макси-платья с длинными рукавами, платок. При входе выдают юбки, если женщина в брюках.