Полностью необъяснимые действия природы создали на нашей древней планете уникальные геологические образования: горы, моря, океаны, проливы, скрытые тектонические плиты, дыхание и силы которых, до сих пор формирует жизнь на разных континентах.
Так уж повелела матушка-природа, что территория Турции расположилась на Европейском и Азиатском континентах, разделённых уникальным проливом Босфор.
Необычный и величественный город Стамбул стал обладателем природного чуда, за которое боролись многие народы древности.
Его красивые улицы, необычные архитектурные строения появлялись на двух берегах пролива.
Проблема объединения их в единый гармоничный вид, не нарушая владения важного транспортного сообщения между морями Черное, Средиземное, Мраморное, Эгейское, требовало создания удобных переправ через пролив Босфор (длиной 30 км и шириной 3 км с самым узким местом в 700 м). Ею стал знаменитый Мост через Босфор с интересной историей создания, ставший достопримечательностью города.
Мост через пролив Босфор в Стамбуле
Сооружение, созданное совместным трудом специалистов турецкой, английской, немецкой компаний, называют Босфорский (Boğazıçı Köprüsü). Другое его название – Мост Мучеников (15 Июля по-турецки 15 Temmuz Şehitler Köprüsü). Так стали называть мост (по предложению Эрдогана) после попытки военного переворота и трагической гибели участников 15 июля 2016 года.
«Ататюрский» по имени основателя страны. Первая железная конструкция подвесного типа появилась в 1973 году прошлого столетия, и стала эффективной переправой, открытой в честь 50-летия Турции. Это был самый большой подарок людям, задуманный в 1950 году. План по его созданию реализован только через 20 лет. Он назывался первый Стамбульский мост через Босфор.
История появления моста
На территории современной Турции проживали хетты, урарты, греки, финикийцы, римляне, османцы и т.д. Следы их жизни застыли на этой земле в качестве уникальных архитектурных строений. Мечта соединить два берега пролива существовала всегда. Первым её осуществил царь Персии Дарий I (Великий).
Он приказал для переправы воинов создать мост через пролив Босфор в виде системы из сотен судов, связанных корабельными канатами (понтонный мост). Он быстро пришел в негодность, и только судоходный транспорт мог довезти людей на другой берег.
Развитие технологий в строительстве, появление новых материалов открыло путь к созданию уникальных объектов, в том числе и мостов. Сразу два моста появились в Стамбуле в XX столетии. Среди них Босфорский мост, который долгое время входил в пятерку самых больших мостов мира.
В начале нынешнего столетия их число дополнилось ещё одним «красавцем», что открыло новую эру в расширении инфраструктуры города. Они не самые большие, но единственные, которые соединяют две части света и, конечно, считаются символами Стамбула.
Основные характеристики моста
Над волнами пролива, как – будто в облаках, застыли надежные пролеты моста. Впечатление сформируется за счет крепежа конструкции на двух опорах высотой 165 м. Она не нарушает проход кораблей, Создаёт удобства для общения жителей двух континентов по новой транспортной магистрали и украшает Стамбул.
Стальные пролеты первыми встречают крики чаек, утренние лучи солнца и ласковые волны пролива.
Суда спокойно проходят под высоким строением.
Общая длина моста достигает 1650 м. Длина основного пролета составила 1074 м, высота опор над поверхностью воды составляет 165 м. Ширина первого моста составила 33 м.
Конструкция моста выполнена в варианте подвесного строения с наклонными подвесками и стальными башнями. В год постройки он занимал 4-ое место по длине среди мостов мира. Сейчас он занимает 17 место среди аналогичных строений мира.
Легенда о Босфорском мосте
В далёком прошлом в этом месте несла свои воды река. Катаклизмы природы, сдвиг платформ создал разлом в скалах, и мощные воды Атлантики помчались в Средиземное море и дальше в Черное море. Есть предположение, что эта катастрофа написана в Библии в виде Всемирного потопа.
Название водного русла в переводе с греческого языка обозначает «коровий брод».
Согласно красивой легенде о проливе здесь Зевс (любвеобильный правитель Олимпа) спасал от грозной супруги Геры свою возлюбленную – земную красавицу Ио (царскую дочь). Громовержец превратил её в Белую корову, которая переплыла пролив.
Кровожадный овод (его создала мстительная Гера), летевший за ней не помешал победить волны преграды. Девушка укрылась в месте, где в будущем появилась азиатская часть Стамбула (район Кадыкёя). Жители считают, что первый мост над проливом появился в этом месте.
Современное значение Босфорского моста в Стамбуле
Известный символ города, важный элемент его транспортной системы сейчас не только многовековая мечта жителей, но и живой организм, участвующий во всех событиях мегаполиса. Главное из них – это гармоничное объединение традиций, обычаев народов, живущих на территории разных континентов.
Это необходимо для создания единого, крепкого государства, которое владеет необычайно важным путем передвижения судов со стратегическими, обычными грузами из разных стран.
Для их прохода существует порядок, определяемый пропускными характеристиками моста.
Сейчас по мосту над Босфором в Стамбуле могут проехать свыше 200 тыс. автомобилей. При этом пассажиры получают необыкновенное наслаждение от езды во время освещения искусственной подсветкой.
Повседневная жизнь Босфорского моста
В состав инфраструктуры первого моста входят 8 автомобильных полос, в том числе и аварийные. Для каждого направления предусмотрены три действующие полосы, одна аварийная и тротуар. Пешеходы по нему ходили первые 4 года. Ввести запрет на их передвижение по мосту было вынужденной мерой из-за неоднократных случаев самоубийства.
Исключение составляют ежегодные октябрьские мероприятия по проведению марафона. В это время закрываются все автомобильные трассы, и мост переходит во владение пешеходов. Проезд по мосту запрещён и грузовым автомобилям.
Новый мост над Босфором в Стамбуле
Грациозное строение жители называют не только новый мост (открыт в 1973 году), который построили позже, но и Первый Босфорский мост. Сейчас его официальное название Мост Мучеников. Оценить его качество и возможности можно вовремя проезда на автомобиле.
Оплата в направлении Европа — Азия зависит от типа автомобиля и составляет от 4 до 11 турецких лир.
Обратный проезд не оплачивается.Рассмотреть висячую конструкцию моста с тремя пролетами (два береговых и один центральный для прохода судов) удобно с набережных Босфора, парка на стороне Азии, террасы возле дворца Бейлербейи.
В 1997 году мост проехал миллиардный автомобиль. Интересно, что в моменты полной загрузки запас прочности моста обеспечивает проседание среднего пролета всего на 90 см.
По мостам Стамбула с ГлобЭкс!
Любоваться удивительными постройками, ведущими в другую часть света можно во время самостоятельной прогулки по окрестностям (мосты закрыты для пешеходов) или вместе с экскурсией. Заказать её можно в турагентстве ГлобЭкс.
Мосты не украшены элементами из гипсовых скульптур, но увидев строения, например, во время ночной экскурсии, легко представить себя путешественником в звездном пространстве.
Где вместо звезд царствуют огни, созданные человеком, а космическое пространство заменяют древние волны Босфора.
Во время морской прогулки с экскурсией в памяти участников надолго останутся виды пейзажей города, его величественные сооружения и в первую очередь Стамбульские мосты.
Сколько мостов через Босфор в Стамбуле
Этот вопрос задают все туристы, любуясь элегантностью и изяществом транспортных линий, проложенных над водными просторами пролива. Участвующие в экскурсиях, услышат ответ на вопрос, сколько мостов через пролив Босфор в Стамбуле следующую информацию: за последние 50 лет в городе построены три моста, удовлетворяющие всем требованиям международного судоходства.
Длина каждого превышает 1 км, а их конструкции содержат много похожих элементов. Ажурные пролеты мостов украшают город, придают законченный вид его транспортной архитектуре. В число знаменитых мостов Стамбула входят следующие сооружения: Босфорский, Султана Мехмета Фатиха, Султана Селима Явуза, Галатский.
Мост Султана Махмеда Фатиха
Мост считается вторым по значимости для цели объединения двух берегов пролива. Постройка началась в 1985 году и продолжалась 3 года. Открытие современной транспортной магистрали проходило в мае 1988 года, когда отмечалась памятная историческая дата 535 годовщина взятия Константинополя под командованием знаменитого султана по прозвищу Мехмед Завоеватель.
Строение имеет следующие названия: Sultan Mehmet Köprüsü – по-турецки, Fatih Sultan Bridge или Second Bosphorus Bridge – по-английски, Второй Босфорский мост. Висячий мост имеет длину основного пролета 1090 м (при общей протяженности 1310 м), ширину 39 м.
Высота моста через Босфор над поверхностью воды составляет 64 м. Проезд по автомобильной трассе является платным с ценами, аналогичными по уровню Первого моста. Их главное отличие заключается в креплении тросов, на которых крепится проезжая часть: на втором мосту они располагаются вертикально, а не зигзагом.
Это хорошо видно по ночам, когда включается оригинальная подсветка. Пропускная способность составляет 150 тыс. автомашин за год. Начинается мост на территории Европейского квартала Румели Хисары. Приезжают к нему на маршрутных автобусах 40,40 T, 42 Т, 25 Е, 22, 22 RE.
Мост Султана Селима Явуза (Грозного)
Девятый правитель Османской империи Селим Явуз вел жестокую захватническую политику. Благодаря ей он увеличил площадь империи на 70% и навсегда вошел в историю страны. В честь Грозного Султана, жившего в начале XVI столетия, северную часть Стамбула стало украшать 200-метровое железобетонное сооружение, называемое, Yavuz Sultan Selim Köprüsü.
Автором проекта стал француз Мишель Вирложе. Его разработка отличается от конструкций других мостов: одна часть строения крепится вантами, главный пролет удерживается с помощью тросов. Вдоль трассы, идущей по мосту, сформировано 8 полос для автотранспорта и две для железной дороги.
По ширине этот мост через босфорский пролив считается самым большим в мире среди навесных строений. Второй мировой рекорд постройки обязан использованию самых высоких пилонов. Длина моста составляет 2164 м, ширина главного пролета – 1408 м.
Мероприятия по открытию моста состоялась в августе 2016 года. Несколько месяцев проезд по нему был бесплатным, сейчас требуется уплатить 3$.
Галатский мост
Его называют Galata Köprüsü – по-турецки, Galata Bridge – по-английски. Городские мосты появились на разных участках Босфора. В Бухте Золотой Рог есть несколько относительно небольших мостов, выполняющих те же функции, что и знаменитые сооружения.
Галатский мост соединяет районы города Каракёй и Эминёню (Галата).
Его длина 484 м, ширина 42 м, протяжённость центрального пролета составляет 80 м.
Это разводной участок. На мосту проложены линии для движения трамваев, автомобилей, пешеходов. По мосту проходит маршрут знаменитого туристического маршрута трамвая №1.
Прямо с Галатского моста можно доехать к известным достопримечательностям Стамбула: мечети Султана Ахмеда, Голубой мечети, Гранд Базару. Мост имеет два этажа. Нижнюю часть занимают многочисленные ресторанчики (большей частью рыбные), магазины.
Тоннели под Босфором
Быстрый рост города, большая экономическая выгода от использования транспортного маршрута по проливу, потребовали создания разных вариантов общения двух берегов. Мосты не всегда справляются с транспортной нагрузкой и мечту о создании уникального транспортного участка, скрытого водами пролива, смогли реализовать по проекту Мармарий.
Его целью стало строительство туннеля длиной 13, 6 км на глубине Босфора 1.4 км. Глубина туннеля составляет 55 м, что даёт ему статус самого глубоководного подземного канала в мире. Началось строительство в 2005 году, но первоначальные планы по его завершению были прерваны удивительным событием: на дне пролива нашли «кладбище» старинных кораблей, плавающих в далёкие времена.
Это было настоящее богатство из археологических находок Византийского порта 4 ого столетия. Найденные артефакты изменили время рождения Стамбула на 8500 лет. Конструктивно тоннель представляет собой мощную трубу из 11 секций длиной по 130 м и весом до 18000 тонн. Открытие тоннеля состоялось 29 октября 2013 года. Это была большая победа специалистов страны и активных участников из Японии.
Отели с видом на Босфор в Стамбуле
Чтобы не терять ни одной минуты наслаждения красотой древнего пролива, можно поселиться в одном из отелей, расположенных на его берегу. Это следующие предложения: Shangri—La Bosphorus, Istanbul (5 звезд), Four Seasons Hotel Istanbul at the Bosphorus (5 звезд), Mandarin Oriental Bosphorus, Istanbul (5 звезд), Çırağan Palace Kempinski Istanbul (5 звезд). Или в отеле, Bosphorus Palace Hotel, расположенном в отреставрированном историческом здании османского стиля.
Как добраться до Босфорского моста
Проще всего к началу моста приехать на автобусном маршруте 40 Т. К причалу ведёт пешеходная дорожка.Стального красавца можно рассмотреть с берега, но с палубы прогулочного корабля он создаёт особое впечатление. Тем более что по местным традициям во время проезда под сооружением загадывают желание, и оно обязательно сбывается.
Среди множества вариантов иных существует особенное – когда-нибудь вернуться в Стамбул, посмотреть его достопримечательности, в том числе и величественные мосты через древний пролив Босфор.