Мало кто не слышал или не читал об этом уникальном сооружении. Собор Святой Софии или Айя-София находится в Стамбуле. Архитектурный шедевр пережил смены эпох правителей религий. Идут века а под лазурным небом Турции на берегу Босфора стоит Святая София привлекая толпы путешественников.
Внутреннее пространство храма поражает. Как в 537 году всего лишь за несколько лет могли построить такое чудо.
Мозаики Айя-Софии можно разглядывать часами. Мощь древней Византии и ее столицы ― Константинополя чувствуется в наружном фасаде и тем более внутри.
С 2020 года статус музея с Айя-Софии был снят правительством Турции. Сейчас это действующая мечеть и музей одновременно. Мусульманские узоры соседствуют с сохранившейся византийской мозаикой и живописью на христианские темы.
История Айя-Софии
Посещая этот собор можно изучать историю Византии. На остатках Римской империи возникла фактически новая цивилизация. Постройку храма осуществили при императоре Юстиниане. Средств не жалели. На мозаичные изображения в соборе уходили тонны разноцветной смальты. Выложив фон для основных сюжетов золотистой мозаикой, художники добились неимоверного эффекта.
Фигуры при освещении их солнцем будто парят в золотом сиянии. Все кто попадает внутрь собора, поражены его масштабами и художественными приемами. Что говорить о современниках. Византийцы считали собор поистине божественным местом.
Мозаики в храме Софии Константинопольской изображают реальных исторических лиц, которые соседствуют с фигурами Богородицы Иисуса святых апостолов и пророков христианства.В восточной галереи Айя-Софии находится интересная мозаика. На ней изображена императрица Зоя и ее муж – император Константин.
Зоя Порфирородная выходила замуж 3 раза и все три раза лицо мужа на мозаике перекладывали заново. За третьего мужа Константина Мономаха она вышла в возрасте 60 лет. Константин был младше на 20 лет. Муж и жена в сюжете предстоят перед Христом восседающим в центре. Чета изображена с дарами в руках.
Это напоминание о том, что они делали в храм щедрые пожертвования. Кстати, свое изображение Зоя не перекладывала и выглядит моложе своего последнего супруга Константина.Рядом с этим сюжетом находится мозаика в таком же стиле. В центре сюжета — Дева Мария.
Она держит на коленях своего ребенка Иисуса. По бокам находятся император Иоанн Комнин с супругой. До своего замужества императрица была дочерью Венгерского правителя Ласло I. Звали ее Пирошка (имя переводится как «красна девица»). Затем императрица взяла имя Ирина. Она была весьма благочестива. В политических интригах не участвовала.
Проводила время в молитвах и помощи храму. Позже была канонизирована под именем святой Ирины.Над императорским порталом хорошо видна мозаика «Иисус Пантократор» что означает «Вседержитель». По обеим сторонам от Христа в медальонах имеются изображения Богоматери и Архангела Гавриила.
Перед Вседержителем в почтительной коленопреклоненной позе застыл император Лев VI. Такой сюжет напоминал смотрящим, что есть власть выше императорской, что они должны править разумно и справедливо. Согласно Божьей воле. Поскольку вся власть от Господа.
Мозаики Айя-Софии
Мозаики Айя-Софии несколько раз ставят в центр сюжетов фигуру матери Христа. В юго-западном крыле над дверями на золотом фоне парит фигура Богородицы. На руках у нее младенец Иисус.
По обеим сторонам от нее выложены фигуры основоположников христианства в Римской империи: это император Константин Великий и Юстиниан.
Юстиниан держит в руках собор Святой Софии.С южной галереи храма хорошо видны мозаичные образы святителей. Они расположены в нишах.
Это северный тимпан патриарших покоев. Портрет каждого абсолютно точно совпадает с образами в рукописях, изготовленных в мастерских патриарха. Изображения датируются около 878 года. Там можно рассмотреть образы:
- Василия Великого.
- Иоанна Златоуста.
- Игнатия Богоносца.
- Дионисия Ареопагита.
- Григория Богослова.
Их фигуры полны величия и серьезности. Мастера прибегли к художественному приему увеличения пропорций у религиозной символики.
Это и большие кресты на их одеяниях. И объемная трактовка кодексов Евангелия в руках. Кисти рук специально увеличены в размерах.
Существует мнение исследователей, что все мозаичные фигуры появились уже после иконоборческого периода Византии. Поскольку ранние христиане почитали изображения не людей, но символов (рыбы лилия агнцы). Однако надписи на стенах собора это опровергают. Там есть указание, что мозаичные изображения людей были восстановлены в прежнем виде.
Мозаики Софии Киевской – византийский шедевр в сердце Руси
Если плыть по Днепру, то видно как из зелени вырастают купола Софийского собора. Жемчужина Киева и его огромная ценность. Построен собор в первой половине XI века мастерами Византии. Росписи и мозаики продолжают стиль Византийского искусства. Мозаики расположены в центральной части. Весь собор выложить не хватило средств.
Поэтому стены расписывали красками, изображая святых и Евангельские сюжеты.
В то время в Византии правила Македонская династия и стиль выбранный мастерами назывался Македонский. Он более сдержанный и строгий по сравнению с предыдущими эпохами.
На изображениях святых Девы Марии и Иисуса заметно, как более живой и чувственный стиль Айя Софии превращается в строгий и аскетичный. Фигуры симметричны, их лица серьезны и даже суровы. Этим мастера хотели подчеркнуть обращение к духовной стороне жизни.
Им удалось это сделать в полной мере. И природные условия здесь тоже отличаются от теплого византийского климата. Может поэтому больше строгости в лицах.В алтарной части входящий в собор посетитель видит большую фигуру Богородицы. Дева Мария стоит воздев руки вверх. Изображение известно как Богородица Оранта.
Художник очень тщательно изобразил лицо Девы Марии. Большие глаза смотрят сурово и пристально.
Руки воздеты по направлению к изображению Иисуса Христа в центре купола. Одежда имеет глубокий и чистый синий цвет. Удивительно, но специалисты насчитали 177 оттенков в цветах мозаики Святой Софии.
Под изображением Оранты расположена сцена Святого Причастия. Там в белоснежных одеждах стоят золотоволосые ангелы. Иисус в этой сцене изображен с двух сторон. Он одет в праздничную Сине-золотую мантию и лично причащает апостолов своим телом и кровью.Лик Спасителя находится на круглом щите в центре храма.
Вокруг него в куполе размещены изображения архангелов. Они одеты в византийские богато украшенные одеяния. Архангелы держат в руках символы царской власти ― державу и жезл. На жезле находится полотнище с греческой надписью. Слова надписи читаются как «Свят Свят Свят» . Эти слова произносят на литургии когда зачитывают Херувимскую песнь.
Между фигурами ангелов пространство заполнено золотым фоном. Если смотреть вверх, то этот фон образует золотой крест в куполе.Есть в Софии Киевской и свой Деисус. Цветная смальта придала красоту и выразительность суровым ликам Христа и Девы Марии с Иоанном.
Иисус очень внимательно смотрит прямо перед собой. Здесь он гораздо более суров чем в Айя- Софии.Множество причудливых орнаментов обрамляет сюжеты и сцены из Писания.Святая София самый древний и крупный храм, на славянских землях сохранившийся с тех времен.
Его значение для православия трудно переоценить. Грандиозное красивейшее сооружение обладает поистине святой аурой. Местность на берегу Днепра идеально подобрана для расположения второго храма посвященного Божественной Премудрости.
Фрески Софии Константинопольской
Фресок с христианскими изображениями в здании совсем немного. В подкупольном пространстве находятся фрески огромных Серафимов с шестью крыльями. Размер Серафимов 11 метров. Когда наступила эпоха мусульманского правления, лики каждого из Cерафимов были закрыты с помощью розеток.
В настоящее время они тоже остаются закрытыми кроме одного. Серафим смотрин на нас со стены, выражение его лица серьезно и грешникам не предвещает ничего хорошего. Серафим в библейской трактовке это высший ангельский чин, приближенный к Богу.
Они всегда рядом с Богом. Преисполнены очищающего огня и враги всего скверного и нечистого.На поверхности сводов храма и на его стенах многочисленные изображения ромбов квадратов в цветных орнаментах.
Что обозначает по замыслу авторов четыре стороны человеческой души.Странно то, что фрески были сильно повреждены крестоносцами. Хотя они провозглашали своей целью защиту христианских святынь.
Айя-София, Иисус Христос
Шедевром собора безусловно является мозаика Деисус. Название переводится как «Моление». Этот сюжет в христианстве давно стал каноническим. Деисус из Айя-Софии преисполнен такой духовной мощи, что кажется, рукой мастера водили высшие силы. К сожалению, сохранилась только верхняя часть.
В центре находится Иисус Христос в моменте перед Страшным Судом. Около него – Дева Мария и Иоанн Креститель. Они молят Спасителя не судить род человеческий слишком строго и быть милостивым к грешникам.Лик Христа будто живой. Глаза смотрят проникновенно в самую глубину человеческой души. В облике нет суровости.
Скорее он преисполнен понимания и милосердия. Он как будто знает все наперед.Лицо Богоматери выражает смирение, страдание и одновременно проникнуто высочайшей силой духовного материнского подвига. Ее глаза абсолютно живые. Поразительный эффект.
Около этого фрагмента можно стоять долго. Ощущения незабываемые.Иоанн Креститель внимательно и с любовью смотрит на своего крестника. Лик Иисуса именно с этого сюжета стал настолько популярен, что почти в любой церкви можно приобрести икону с его изображением.
Айя-София на древних картинах
Современники императора Юстиниана рисовали собор с натуры. Но не всем живописцам и летописцам повезло лицезреть Святую Софию воочию. Многие изображали храм по рассказам паломников и путешественников. Изображения были далеки от реальности, но величественны. В основном сохранились изображения из Псалтырей.
Храм за полторы тысячи лет рисовали очень часто. Известные художники тоже увлекались изображениями Святой Софии. Его на своих полотнах очень любил рисовать Айвазовский. В сочетании с морскими волнами или лунным пейзажем выглядит очень эффектно.
Путешествие к Святой Софии Цареградской
Свое незабываемое путешествие к Святой Софии нужно начинать подготовившись. Вначале надо узнать об истории сооружения, изучить план здания и при возможности взять аудиогид. Это будет хорошим подспорьем.Посетителей в соборе всегда очень много и чтобы рассмотреть все красоты, лучше приходить с утра.
Тем более что сейчас собор превращен в мечеть и там проходят службы. Но с 9 до 11-30 часов служб и молитв нет. Некоторые фрески закрыты, но их можно рассмотреть под определенным ракурсом. В соборе всегда многолюдно и официально наложен запрет на фотографирование.
Но как не сфотографировать или не записать видео такой красоты. Служащие храма за это не преследуют.Айя-София расположена в районе европейской части Стамбула — Султанахмет. Можно доехать до одноименной станции метро. Если экскурсия групповая, то часто путь лежит через залив на пароме.
На площади около собора много кафе, закусочных, есть ресторанчики. Еду и напитки с собой брать внутрь нельзя. Нужно помнить о правилах поведения в мечети.Если день будет солнечный, то можно увидеть изумительный эффект «парящего» купола. Внутри помещения под лучами солнца становится не видно перегородок между окнами купола.
Со второго этажа из галереи открываются виды на весь собор. Посмотреть и потрогать «колонну желаний» давно стало обязательной традицией. Если приложить руку к колонне можно почувствовать влагу. Это значит, что задуманное исполнится. Интересно посмотреть на ложу Императрицы и Султанскую ложу.
Величественные колонны и верхнюю галерею.Но главное конечно ради чего стоит идти к Софии Цареградской – это ее грандиозные древние мозаичные шедевры. Память о посещении Святой Софии остается с человеком на всю жизнь.