Мустафа Рахми Коч – человек, которому Турция обязана созданием фантастического музея в Стамбуле, посвященного истории транспорта, промышленности и связи. Открывший свои двери в 1994 году музей Рахми Коча является предметом большой гордости Турции и его называют Зеркалом индустриального наследия.
История создания музея: как бизнесмен создал объект культурного наследия.
Рахми Мустафа Коч (1930 года рождения) – турецкий бизнесмен, почетный президент крупнейшего финансово-промышленного конгломерата Турции Коч Холдинг, основанного в 1926 году его отцом Вехби Кочем.
Как рассказывал сам Рахми Коч свою коллекцию механических и промышленных объектов он собирал с детства, с той поры, как отец привез ему из Германии первый электропоезд.
За многие годы коллекция расширилась настолько, что не осталось места не в домах, ни в офисах, ни на складах, принадлежащих влиятельной семье.В 1950-х годах у конгломерата наладились тесные связи с крупнейшими промышленными предприятиями мира.
Рахми Кочу приходилось много ездить по делам за границу, и он видел, что многие компании имеют свои технические и промышленные музеи. Мысль о создании собственного музея стала преследовать его.
Но чем больше он думал об этом, тем больше приходил к выводу, что эта идея преждевременна для Турции, такой музей может заинтересовать разве только промышленников.Однако после посещения исторического музейного комплекса Генри Форда, расположенного в пригороде Детройта Дирборн (штат Мичиган), все сомнения были отринуты.
Он решился собрать свою коллекцию под одной крышей и стал искать в Стамбуле подходящее место, тем временем приобретая все, что подходило по тематике. Кроме того, была организована мастерская, в которой реставрировались приобретённые объекты, которые находились не в очень хорошем состоянии.Первое здание музея было приобретено фондом Коча в 1991 году.
Ленгерхане (в переводе с турецкого «дом якоря»: lenger – якорь, hane – дом) в Хаскёе во времена султана Ахмеда III (1703–1730) использовалось для литья цепей и якорей для османского флота.
В период правления Селима III (1789–1807) оно было восстановлено и затем перешло во владение министерства финансов Османской империи.
В республиканскую эпоху и до 1951 года оно использовалось табачной компанией Чибали в качестве склада. Крыша здания серьезно пострадала во время пожара в 1984 году. Здание оставалось заброшенным, пока не было куплено фондом Коча.
Два с половиной года ушли на реставрационные работы исторического памятника и первый в Турции музей транспорта, промышленности и связи открылся в 1994 году на берегу Золотого Рога.
Краткое описание музея
Музей Рахми Коча состоит из трех секций – здания Мустафы В. Коча, построенного вокруг исторической верфи 19 века, Ленгерхане и выставочной площадки под открытым небом. Историческая верфь включена в музей в 2001 году после комплексных реставрационных работ, и состоит из 14 зданий площадью 11 000 квадратных метров.
На выставочной площадке под открытым небом экспонируется исторически важные транспортные средства. Общая площадь музея –27 000 квадратных метров в Хаскёе, на берегу залива Золотой Рог.
Коллекции музея Рахми Коча в Стамбуле:
- Коллекция Ататюрка включает предметы, личные вещи и одежду Мустафы Кемаля Ататюрка, основателя и первого президента Турецкой Республики. Фотографии рассказывают о поездках Ататюрка по стране, встречах с иностранными государственными деятелями, его жизни во дворце Долмабахче и резиденции во Флорье.
- Инструменты науки и техники (для измерения и наблюдения).
- Железнодорожный транспорт (модели локомотивов и трамваев).
- Морской транспорт (разнообразные морские объекты, модели каяков, каноэ, лодок, яхт).
- Паром Фенербахче.
- Авиационные экспонаты (модель планера братьев Райт, транспортный самолет Douglas DC-3 «Dakota», истребитель F104 S Starfighter).
- Средства связи (телеграфы, телефоны, фонографы, граммофоны, фотоаппараты и телевизоры).
- Экспозиция автомобильного транспорта (конные коляски 19 века, велосипеды, мотоциклы, сельскохозяйственные машины, классические автомобили, модели автомобилей, пожарные машины и паровые машины).
- Машиностроение (паровые и дизельные двигатели).
- Коллекция разных моделей ручной работы 18 века, миниатюрны предметов и игрушек.
- Живая история (Базар, Рыбацкая гавань, Лодочная мастерская, Мастерская по ремонту двигателей, Токарные станки, Завод по производству оливкового масла, Съемочная площадка, Корабельный мост).
Посетители музея могут отправиться в небольшое путешествие по узкоколейной железной дороге Хаскёй-Сютлюце в одном из старинных вагонов, следующих за локомотивом 1960-х или 1970-х годов. Железная ветка протяженностью 700 метров включает 6 стрелочных переводов, 2 боковые линии, 2 переходные линии, перрон, здание вокзала. Поезда курсируют каждый час в выходные дни и бесплатны для посетителей музея.
Что посмотреть в музее Рахми Коча
Прежде всего, большое внимание посетителей привлекает экспозиция легендарных американских, немецких, итальянских и французских автомобилей, британской авто классики, турецких клонов в отличном состоянии, коллекция исторических трамваев.
Основные моменты:
- Паровой автомобиль Молден 1898 года автомобильной компании Молден (Массачусетс) с двухместным кузовом, на который можно было установить два дополнительных передних сиденья. У него был вертикальный 2-цилиндровый двигатель и проволочные колеса.
- Шотландская компания Albion Motors, основанная в 1899 году, прославилась своими коммерческими автомобилями, особенно грузовиками и автобусами. А10 – грузовик, который производился с 1910 по 1926 год, и имел большое значение во время Первой мировой войны благодаря надежности и простоте использования. Музейный экземпляр – образец типичного 3-тонного грузовика A10 с двигателем мощностью 32 литров. Собранный в январе 1917 года он участвовал в ходе боевых действий Атлантой и Османской империей. В Англии машину оборудовали для нужд медицинской службы, и в крытом кузове разместился полевой диагностический кабинет. После войны он некоторое время использовался в армии Турецкой Республики. В 2001 году был передан в музей и отреставрирован в музейной мастерской.
- Амфикар модель 770, представленный на Нью-Йоркском автосалоне 1961 года, – автомобиль-амфибия, спроектированный в Западной Германии в 1957-1958 годах. Производство прекращено в 1965 году.
- Подводная лодка TCG Ulucalireis (S-338), построенная на Портсмутской военно-морской верфи в 1944 году как USS Thornback (SS-418) типа Тенч, длиной 93 м и весом 2400 тонн. Подводная лодка участвовала в войне против Японии во время Второй мировой войны. В 1946 году была снята с действительной службы и присоединена к резервному флоту. После капитального ремонта в начале 1950-х годов вновь введена в эксплуатацию в 1953 году. USS Thornback вошла в состав командования ВМС Турции 2 июля 1971 года и получила название TCG Ulucalireis в честь знаменитого моряка Улуч Али и бортовой номер S-338. Субмарина прослужила в турецком флоте 30 лет, прежде чем была передана музею в 2001 году.
- Паром Фенербахче, построенный в 1952 году шотландской судостроительной компанией Уильям Денни и братья в Глазго. Общий вид и внутреннее убранство судна отражает традиционный английский стиль с отделкой деревом. Взятый в эксплуатацию в 1953 году компанией «Хайрие» (ныне Турецкая морская организация) он много лет курсировал по маршруту Сиркеджи-Адалар-Ялова-Чынарджык. Последний рейс под названием «Прощальный тур» паром совершил 22 декабря 2008 года и с 2009 года представляет музейный объект. На пароме организуются выставки и образовательные мероприятия, есть кафе – Fenerbahçe Feribot Cafe.
- Буксир Liman II, произведенный в Нидерландах в 1935 году. Он использовался управлением порта Стамбула до 1990 года, был передан на реставрацию музеем в 1991 году. Длиной 19 м и весом 50 тонн буксир приводится в движение паровой машиной с тройным расширением пара мощностью 170 л/с.
- Фабрика оливкового масла, созданная из частей и деталей аутентичной фабрики по производству оливкового масла в Бадемли-кёю, деревне, расположенной на побережье Эгейского моря. В составе жернова, водогрейный котел, который вращает настоящая паровая машина с конвейерными лентами.
- Впечатляющая коллекция традиционных магазинов, расположенных на специально построенной улице. Здесь и магазин научных инструментов, сапожная мастерская, кузница, лавка корабельных скобяных изделий, аптека и, конечно, потрясающий магазин игрушек.
- Saltanat Vagonu – вагон, созданный для султана Абдул-Азиза в 1866 году Metropolitan Carriage & Wagon Company в Солтли (в Бирмингеме) и подаренный Османской железнодорожной компании, работающей на линии Измир-Айдын. Султан путешествовал в нем во время своего европейского турне в 1867 году.
- Локомотив G10 прусского производства примечателен тем, что имеет другую систему колес (0-10-0). Изготовленный компанией Borsig в 1912/13 году он прибыл в Турцию после службы в Прусских железных дорогах и много лет был одним из 49 55000 локомотивов, используемых TCDD (Турецкой железной дорогой). Длиной 18,9 м и весом 76 тонн он имеет номер TCDD 55022.
- Riva Aquarama – последний деревянный катер, построенный на знаменитой верфи Riva в Италии. Это один из самых красивых в мире катеров, когда-либо созданных. У него два двигателя Chris-Craft V8 по 230 л/с каждый.
- Изобретение Томаса Эдисона, запатентованное в 1876 году, – один из наиболее ценных предметов коллекции музея. Модель, обеспечивающая развитие телеграфной системы, отправляет по телеграфу буквы вместо символов.
- Douglas DC-3 «Dakota» – самолет гражданской авиации, совершивший первый полет в 1935 году, использовался в 1940-х и 1950-х годах. Это один из самых популярных и успешных перевозчиков своего времени. В общей сложности было выпущено более 400 DC-3. До прибытия в Турцию в 1986 году данная модель обеспечивала корпоративные перевозки для компаний Ford и General Motors в качестве чартера.
- Трехпоршневая паровая машина, принадлежавшая босфорскому пароходу SS Kalender, изготовлена в 1911 году компанией Wallsend Slipway and Engineering Company в Ньюкасл-апон-Тайн (Англия).
- Тяжёлый бомбардировщик B-24D Liberator “Hadley’s Harem” 1 августа 1943 года в числе одного из 117 «Либерейторов» отправился для бомбардировки нефтеперерабатывающего завода Плоешти в Румынии, – день, известный как «Черное воскресенье». После нанесения удара по цели был сбит немецким военным самолетом. Пытался приземлиться на британской базе на Кипре, но разбился недалеко от Антальи. Передняя часть самолета была снята в 1995 году с помощью одного из семи выживших, мистера Роя Ньютона, частично восстановлена и выставлена на обозрение. Остальная часть была спрятана турецкими ВВС. Теперь весь самолет экспонируется в музее, а недостающие части поддерживаются алюминиевой рамой.
Музей Рахми Коча в Стамбуле – необычное место по всем параметрам. Чтобы сделать посещение более активным, интересным и максимально приятным в дополнении к великолепным экспозициям здесь в выходные дни часто организуются мероприятия, концерты и специальные выставки, в которых интересно участвовать как молодежи, так и старшему поколению.
Расположение музея Рахми Коча в Стамбуле
Индустриальный музей расположен на берегу Золотого Рога в квартале Хаскёй (Бейоглу). Напротив находится знаменитый еврейский квартал Балат (район Фатих).
Как добраться до музея Рахми Коча:
- На автобусе IETT выйти на остановке «Красный минарет» (Kırmızı Minare), воспользовавшись следующими линиями:
- 36Т Таксим – Чебеджи
- 38Т Таксим – Кучуккой
- 47 Эминёню – Есилпинар
- 47E Эминёню – Гюзельтепе
- 47E Эминёню – Биневлер
- 54HŞ Шишли –Хаскёй
- 54HT Таксим – Хаскёй
- На маршрутке Шишхане-Алибейкёй.
- На метробусе нужно доехать до остановки Халыджиоглу и дальше прогуляться пешком.
- На пароме по маршруту Ускюдар-Эминёню-Эюп и сойти на причале Хаскёй.
График работы
Турецкий museum Rahmi M. Koç открыт для посещений со вторника по пятницу – с 10:00 до 17:30, в субботу м воскресенье – с 10:00 до 19:00.
Закрыт по понедельникам, накануне и в первый день религиозных праздников, 31 декабря и 1 января.
Стоимость входного билета
- Плата за вход в музей составляет 28 турецких лир для взрослых и 12 турецких лир для студентов.
- Плата за вход на подводную лодку – 14 турецких лир для взрослых, 10 турецких лир для студентов.
- Стоимость экскурсии на лодке –14 турецких лир для взрослых, 10 турецких лир для студентов.
Если есть Müzekart+, можно воспользоваться скидкой 20% от стоимости входного билета.
Музей техники в Стамбуле
В магазине на территории музея в продаже много сувениров, связанных с культурным заведением и его окрестностями. Помимо типичных сувениров, также предлагаются кожаные кошельки, плитка Изник, книги на разные темы, модели экспонатов, произведения искусства.
Есть возможность отдохнуть в прекрасных кафе и ресторанах на территории музея:
- Nostaljik Coca-Cola Truck Snackbar – закусочная в грузовике Dodge 1934 года выпуска.
- Demlik Cafe – идеальное место, чтобы перекусить между визитами в разные секции. Здесь подают бутерброды, печенье, выпечку с кофе и чаем. Кафе расположено внутри автосалона и декорировано антикварными чайниками и фарфором.
- Nelson Pub – паб в английском стиле, украшенный предметами антиквариата из личной коллекции господина Рахми М. Коча. В нем предлагают всевозможные напитки и барное меню с блюдами, приготовленными в ресторане Халат.
- Ресторан Halat на побережье Золотого Рога предлагает гостям средиземноморскую кухню вина местного и зарубежного производства.
- Café du Levant, оформленное в стиле парижского пивного ресторана, с блюдами французской кухни, расположено рядом со зданием Ленгерхане.
Детская игровая площадка и карусель порадуют самых маленьких.
Во всех помещениях музея для комфортного посещения есть пандусы и лифты. Для семей, посещающих музей с детьми, организованы столики для пеленания и детские адаптеры для туалета.