Церковь святой Ирины: история храма, месторасположение

Церковь Святой Ирины в Стамбуле – ранняя христианская церковь Константинополя. В течение многих лет в Агиа Ирини можно было попасть только во время мероприятий или по специальному разрешению. С января 2014 года этот памятник византийской эпохи открыт для посещения как музей.

Церковь святой Ирины – памятник христианской религии

Айя Ирини – одна из первых церквей, построенных в Константинополе, и одна из немногих церквей, которая не превращена в мечеть после завоевания Константинополя османами. Она была отделена от собора Святой Софии стеной и включена в комплекс дворца Топкапы.Церковь святой ирины1

Некоторое время в ней проходили богослужения для людей исповедовавших православную веру, которые работали при дворе Мехмеда II.Находясь во внутреннем дворе дворца рядом с казармами янычар, оно стало использоваться как арсенал (İç Cebehane/Внутренний Арсенал). Во время правления Ахмеда III служило оружейным складом(Dar-ül Esliha/Оружейный Дом).

Ахмед Фетхи Паша, османский военный и дипломат, между 1846 и 1850 годами, основал археологический музей в Стамбуле (предшественник Стамбульского археологического музея), резиденцией для которого стала церковь Святой Ирины. Делалось все это под покровительством армейского руководства.

Ставшая известной как Императорский музей церковь сохраняла две коллекции – древнего оружия и археологических находок (эллинистических и византийских артефактов). Экспозицию из-за недостаточного количества места перенесли в созданный в 1875 году Музей древностей (ныне Археологический музей Стамбула).Церковь святой ирины2

А оставшиеся исторические материалы послужили основой для создания нового военного музея в 1908 году, который функционировал до 1978 года. В 1916-1917 году несколько порфировых саркофагов из собора Святой Ирины в Стамбуле также перевезли в Археологический музей. После реконструкции в 1970-х годах Айя Ирини стала использоваться как концертный зал для концертов классической музыки.

Благодаря исключительной акустике и впечатляющей атмосфере большинство концертов Стамбульского музыкального фестиваля каждое лето с 1980 года проводится в храме Святой Ирины. Здесь также проводятся и другие культурные мероприятия, организованные Стамбульским фондом культуры и искусства.

В 2000 году турецкий кутюрье Фарук Сарач устроил здесь потрясающий визуальный праздник. После нескольких месяцев работы он поднял на подиум историю Османской истории, представив ее в одежде султанов.

Для модного показа была создана коллекция из 700 предметов, в точности повторяющих оригинальные изделия.

Изделия  носили все 36 султанов, от основателя Османской империи Османа I гази до последнего султана Мехмеда VI Вахидеддина, их жены и валиде-султан. Шоу сопровождалось историями из жизни султанов, музыкой и танцами османской эпохи.

История храма святой Ирины в СтамбулеЦерковь святой ирины3

Строительство церкви святой Ирины в Константинополе приписывается императору Константину Великому. Однако согласно другим источникам небольшая церковь, основанная на руинах храма Афродиты, которую во времена императора Константина I расширили и украсили. Она уже находилась на месте, до того как в Византию была перенесена столица Римской империи. Таким образом, это одна из старейших церквей Константинополя.

Подобно Айя-Софии, она посвящена не святой, как например православный храм великомученицы Ирины в городе Керчь, на улице Шлагбаумской. Она посвящена концепции, Эйрена (εἰρήνη покой, мирная жизнь), названа в честь Святого мира.

Это был один из трех храмов, посвященных атрибутам Бога (Мир, Мудрость и Сила), наряду с собором Святой Софии и Святой Силы (Агия Динами).

Также известная как «Старая церковь» до основания Святой Софии в 360 году и во время строительства собора Святой Софии в 537 году она оставалась главным храмом города и резиденцией Константинопольского Патриарха, поэтому ее еще называет патриаршей.После того как Павел I был избран Константинопольским архиепископом в 337 году в Агия Ирини произошли столкновения между тринитариями и арианами, закончившиеся гибелью нескольких тысяч человек.Церковь святой ирины4

Не исключено, что история церкви Святой Ирины в Стамбуле связана со Вторым Вселенским Собором, который состоялся в 381 году, при Феодосии Великом. Он продолжил решения Первого Вселенского Собора и осудил македонцев и духовных борцов, ставивших под сомнение божественность Святого Духа, а также аполлинаризм (христологическая ересь, предложенная Аполлинарием Лаодикийским).

Мощи святого Иоанна Златоуста, одного из величайших архиепископов в бурной истории Константинополя, были привезены в 438 году из Понта, где он скончался, изгнанный из любимого города.

Сначала они находились в Агия Ирини, прежде чем были погребены в храме святых Апостолов.Во время восстания Ника в 532 году во времена правления Юстиниана (527–565), церковь сгорела, но по указанию императора была восстановлена.

Руины сооружения к югу от Святой Ирины были богадельней святого Самсона (Ксенон Агиос Сампсон), соединявшей Агиа Ирини с Айя Софией, которая часто упоминается в византийских хрониках.Притвор и внешний двор сгорели вместе с двумя близлежащими скитами и богоугодным заведением Самсона в 564 году. Часть купола, построенного в спешке, обрушилась. До иконоборческого периода дальнейших повреждений строения не зарегистрировано.Церковь святой ирины5

Однако очередная катастрофа, вызванная землетрясением 20 октября 740 года, за полгода до смерти императора Льва III, основателя Исаврийской династии, сделала неустойчивой все верхние части церкви.Агия Ирини в значительной степени была перестроена во время правления императора-иконоборца Константина V и приняла свой нынешний вид. Ее украсили мозаикой и фресками, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Тогда же добавили знаменитый мозаичный крест в полукуполе над главным притвором, где согласно византийской традиции обычно помещался образ Богородицы. Это уникальное свидетельство иконоборческого искусства.

Справедливости ради, в течение четырех десятилетий империей управляли четыре императора – Лев III (717–741), Артавасдос (741–743), Константин V (743–775) и Лев IV (775–780).

Все они были покровителями христианской веры и, возможно, каждый в какой-то мере ответственен на восстановление столь важной церкви. Лев III умер спустя восемь месяцев после разрушения храма. Но за эти месяцы он поднял налоги, чтобы возместить ущерб, нанесенный землетрясением в Константинополе. Феофан уточняет, что эти деньги были взысканы на восстановление стен.

Найденные кирпичи с клеймами от укреплений указывают на то, что проект продолжался и во время совместного правления Константина V и Льва IV. Хотя свидетельств о ремонте Агия Ирини византийским императором Львом III в источниках не зафиксировано, не исключено, что он, по крайней мере, инициировал его реконструкцию перед смертью.

Противостояние императора и церквиЦерковь святой ирины6

В храме Святой Ирины служили священники собора Святой Софии. Обычно присутствовал и патриарх, который в соборе Святой Софии участвовал только во Владычных праздниках, на которых присутствовали императоры.В Византийской империи церковь и государство были неразрывно связаны как существенные аспекты единой христианской империи, которая мыслилась как земной аналог небесного государства.

Власть византийских (восточно-римских) императоров над Константинопольской церковью и восточным христианством с момента освящения Константинополя в 330 году до 10 века рассматривается как главный пример цезаропапизма (государство, контролирующее церковь)

.Византийский император, который считал себя наместником Христа на земле, защищал ортодоксальное учение и контролировал церковную иерархию.

Император председательствовал на вселенских соборах, назначал патриархов и устанавливал территориальные границы их юрисдикции. Константинопольский Патриарх мог занимать должность только в том случае, если получил одобрение императора. В Восточной Римской империи не было четкого разграничения между Церковью и государством.Церковь святой ирины7

Одна из печальных реалий истории в том, что в церкви Святой Ирины не сохранилось захоронений римских императоров. Но в значительной степени об этом позаботились крестоносцы и османы. Однако в атриуме собора Святой Ирины находится порфировый саркофаг, на крышке которого крест.

Это определенно императорский саркофаг, хотя невозможно установить, принадлежит ли он самому Константину или одному из его преемников. Первоначально гробница находилась в церкви Святых Апостолов, была разграблена во времена Четвертого крестового похода.

Ее перенесли, прежде чем церковь Святых Апостолов снесли в 1461 году, чтобы освободить место для мечети Фатих. Другие сохранившиеся саркофаги императоров можно увидеть в Стамбульском археологическом музее.

Архитектурный анализ храма Святой ИриныЦерковь святой ирины8

Ни разу не превзойдя Айя-Софию, Айя Ирини остается второй по величине церковью Константинополя. План этажа нынешнего сохранившегося здания размером примерно 58×30 метров. Состоит он из атриума, притвора, трехнефного наоса и абсциссы. Нынешний купол шириной 15 м и высотой 35 м имеет двадцать окон и расположен на месте первоначального купола Юстиниана.

Анализ архитектурных особенностей усложняется тем, что церковь несколько раз реконструировали.

Хотя между учеными сохраняются споры о деталях, считается, что нижние части церкви относятся к периоду правления Юстиниана, а надстройка восстановлена после землетрясения Константином V.

Явное отсутствие двусторонней симметрии в Айя Ирини – основная причина ее разрушения во время землетрясения 740 года (купол церкви рухнул, и здание осталось в руинах).Церковь св Ирины Юстиниана представляла куполообразную базилику с куполом, покоящимся на парусах над нефом. Стены были покрыты мраморной облицовкой, хотя возможно, мозаики в притворе также относятся к этому периоду.Церковь святой ирины9

Архитектор здания неизвестен, что характерно для того времени. Хотя с другой стороны, сохранились имена архитекторов собора Святой Софии – Анфимий из Тралл и Исидор Милетский. Возможно, они также отвечали и за строительство церкви Святой Ирины времен Юстиниана.Реконструкция Константина V следовала основному плану и масштабу церкви Юстиниана, однако в надстройку было внесено несколько ключевых изменений.

В реконструкции 8 века был создан поперечный план на уровне галереи, при этом сохранился первоначальный план базилики на уровне земли. Поперечные цилиндрические своды над галереями были добавлены для поддержания купола на пандативах (парусах).

В результате перестройки галереи церковь стала крестово-купольной базиликой, но, вероятно, в поисках подходящего статического решения, а не в силу символического значения самой архитектурной формы.

Перекрытая сводчатой крышей базилика с двумя куполами, заканчивается с восточной стороны тремя большими окнами с арками, открытыми в нише храма. Притвор расположен на западе, после атриума, и арка на восточной стороне. Колоннады по обеим сторонам центрального прохода были отремонтированы колоннами и имитацией ионических капителей периода Юстиниана. Учитывая исторические условия, эта фаза церкви показывает элементы архитектуры Константинополя в период иконоборчества.Церковь

В южном проходе можно видеть следы растительности среди геометрических узоров с центрами украшенных драгоценными камнями крестов. Проконнесские мраморные Панели алтаря из проконесского мрамора (они использовались в качестве экрана алтаря, отделяющего виму от прихожан в наосе) сейчас встроены в пол под колоннами. На одной из них – монограмма Константина V.В эпоху Османской империи в целом архитектурные изменения незначительные.

Пол церкви приподнят, в него интегрированы фрагменты мраморных функциональных конструкций. Колонны, поддерживающие галереи, заменили колоннами меньшего размера, поддерживаемыми блоками, а атриум изменили. Османы также построили новую галерею и новый главный вход.

Кроме самой церкви, к северу и югу от церкви сохранились остатки ряда второстепенных построек, в некоторых из них обнаружены мраморные полы.

Сложно определить первоначальную эксплуатацию этих подсобных помещений, пострадавших в пожаре 564 года, но часть из них определённо принадлежала богадельне Самсона.Айя Ирини послужила образцом для других церквей, в частности для одноимённой церкви, построенной около 1050 года в Киеве.

Что посмотреть в церкви Святой ИриныЦерковь1

Войти в собор Святой Ирины в Стамбуле – как пройти сквозь временной портал в Константинополь. Хотя время лишило здание большинства первоначальных украшений, внутри храма еще сохранились некоторые интересные особенности. Это и мозаика в своде бемы, фрески в южном приделе, характерный для ранних церквей атриум (двор с портиком для оглашенных людей, готовящихся принять таинство крещения).

В Айя Ирини с византийской эпохи сохранился (единственный в Стамбуле) синтрон – шесть рядов со встроенными сиденьями, охватывающими полукругом апсиду. Во время Божественной литургии на них восседало духовенство. С обеих сторон, под четвертым рядом сидений, есть двери, ведущие в амбулаторий.

Мозаика на золотом фоне апсиды – самая примечательная особенность в церкви.

Иконоборцы отвергли использование фигуративных образов. Вместо фигур Богородицы или Спаса Вседержителя, господствующей формы в византийском церковном убранстве, Константин V заказал декоративный сценарий, сосредоточенный на почитании Животворящего Креста. Черный крест апсиды окружен полем из золотых мозаичных кубиков. Он находится на трехступенчатой платформе рядом с перемычками из зеленоватых мозаик.Церковь3

Апсида обрамлена мозаикой с геометрическим орнаментом и листвой.Аргумент в пользу датирования мозаики в форме креста в правление Константина V основывается на землетрясении в Константинополе в 740 году (незадолго до того как Константин V пришел к власти) и дендрохронологическом анализе деревянных поперечных балок, использованных при реконструкции проходов.

Однако, как считают некоторые ученые, дендрохронологические данные не позволяют надежно датировать мозаику апсиды, поскольку реконструкция церкви и установка системы стяжек могли выполняться отдельно от создания мозаики.

Доказательством в пользу того, что мозаика могла быть выполнена при императрице Ирине, они приводят отчётливое сходство мозаичного сценария в соборе Святой Софии в Салониках и в соборе Святой Ирины в Стамбуле.

Мозаики похожи по своим формальным качествам, материалам и технике изготовления, что указывает на то, что обе могли быть продуктом одной мастерской.

Где находится церковь св. Ирины

Церковь Святой Ирины расположена в историческом центре Султанахмет района Фатих, в первом дворе территории дворца Топкапы, который является общественным парком.Фатих

Полезная информация о церкви святой Ирины

  • Время работы: с 09:00 до 18:00. Кассы прекращают продажу билетов в 17:00. Поскольку церковь Святой Ирины находится на территории дворца Топкапы, часы открытия и закрытия совпадают. Летом музей открывается позже, а зимой может закрыться раньше. В любом случае, расписание может поменяться в связи с противоковидными мерами или реставрацией, поэтому лучше сверяться с официальной страницей музей.
  • Посещение церкви Святой Ирины возможно каждый день, за исключением вторника.
  • За вход взимается небольшая плата – 80 турецких лир.
  • Карта Museum Pass Istanbul также действительна при входе в церковь Святой Ирины. Можно купить комбинированный билет с дворцом Топкапы. Цена билета, который включает в себя посещение 4 дворов дворца и собор Святой Ирины, составляет 200 турецких лир. Также доступен комбинированный билет, стоимость которого 285 лир. По нему можно посетить дворец Топкапы, Гарем и церковь.

Как добраться до церкви Святой Ирины

Адрес музея Святой Ирины – площадь Султанахмет 1-й двор Дворец Топкапы.

Из Старого города нужно сесть на трамвай T1 и доехать до станции Султанахмет. Оттуда музей находится в 10 минутах ходьбы. Из района Таксим можно добраться на фуникулере до станции Кабаташ и затем на трамвае T1 до Султанахмет. Как добраться с анатолийской стороны? На пароме от Ускюдара и Кадыкёя до Эминёню, затем также доехать на трамвае.

Источник данных о погоде: Стамбул прогноз погоды на сегодня
Оцените статью
Поделиться с друзьями
Отдых в Турции
Добавить комментарий