Рядом с этим молчаливым, немного суровым строением в историческом центре Стамбула (Султанахмет почти на берегу Мраморного моря), мгновенно ощущаешь себя жителем тех давних, загадочных, но не забытых времён. Самопроизвольно рождается необычная волна радости, удивления от нахождения в древнем месте планеты.
Когда-то на этих землях Церкви Святых Сергия и Вахта процветали самые фешенебельные дворцы Константинополя, проживали знаменитые семьи Фок, Пульхерии, Дария.
Сейчас от них ничего не осталось, только многочисленные могильные плиты рядом со старинной церковью.
А еще здесь рождается огромное желание узнать, что там за каменной толщью, прикоснуться к её истории, оценить используемые элементы церкви. Тем более что многие из них продолжили свою жизнь в архитектуре самых известных храмов города.
Церковь святых Сергия и Вакха в Стамбуле
Ныне действующая мечеть, построена в 527 году в честь Святых Сергия и Вакха. Предполагают, что она стала реализацией архитектурного предложения мастеров Антемия Тральского и Исидора Милетского. Позже они построили знаменитую Айя — Софию.
Церковь Святых Сергия и Вакха считается первым византийским строением в Константинополе.
Несмотря на несколько угрюмый вид древнего строения, кажется что именно, дела Великих Святых, их мученическая смерть позволили создать такую постройку.
Решение о возведении церкви было принято Юстинианом после восстания Ника и истребления собственного населения. Многие паломники из России рассказывали об этой церкви, о её светлой, чистой энергетике.
Описание церкви
В период возведения церкви Сергия и Вакха в Константинополе использовалась система, основанная на центрической композиции. Она применялась в Малой Азии, Сирии. Архитектурный стиль церкви Сергия и Вакха вобрал в себя все лучшие достижения на это время. В плане — это восьмиугольник, вписанный в квадрат.
На восьми столбах удерживается купол, вокруг которого и концентрируются элементы церкви.
Между столбами находятся сквозные экседры (полукруглые ниши), отделяемые от обхода тройными аркадами. Главную роль играло центральное пространство, где по предположению проходили конкретные обряды, и это было вместилищем церкви.
Может быть, в центре находилась царская семья, придворные. Ажурные колоннады, круговая галерея, золотые мозаики, покрывающие внутреннюю поверхность купола, с особой силой подчеркивали величие, преобладание купола. В элементах внутренней отделки наблюдается присутствие античных традиций.
Здание не подвергалось масштабным переделкам, если не считать появление окон на месте дверных проемов. Ритуальный фонтан во внутреннем дворе построили в 1742 году, а в 1762 вырос минарет, полностью перестроенный в 1952 году. Обойдя всю церковь, можно увидеть линию одноэтажных строений с остроконечными печными трубами ранних османских медресе.
Когда-то здесь находился византийский атриум. Наружные стены скромного храма выложены плиткой с утопленными рядами. Возникает ощущение контраста между грубоватой «наружностью» и изысканным внутренним интерьером. Дополняет его хитроумное чередование света и тени.
История церкви
Вокруг церкви (вдоль карниза) находится красивый элемент украшения в виде гирлянды из виноградных листьев. На каменных листьях сохранилась надпись, созданная в честь восхваления деяний Святых и императора Юстиниана с его женой. Вечная надпись связана с историей появления церкви.
Святые занимали ответственные должности в Римских войсках Максимиана. Одновременно они были тайными христианами.
Недоброжелатели донесли эти сведения императору, и он приказал совершить языческий обряд над Сергием и Вакхом, лишить их воинских званий, облачить в женскую одежду, надеть на шею железные обручи.
Святых отвезли в Сирию и подвергли жестоким пыткам. Вакх скончался, а Сергий в железных сапогах с гвоздями был отправлен в другой город, где его обезглавили. Даже боль и пытки не смогли заставить этих людей отказаться от веры в Христа. Юстиниан (до вступления на престол) был приговорен к смертной казни за участие в заговоре против действующего императора.
В ночь перед казнью к нему во сне явились Святые и попросили отсрочить приговор. В знак благодарности Юстиниан дал обет построить церковь в их честь. И это стало строение, вошедшее в число самых изящных комплексов, построенных императором. Исторически комплекс состоял из двух церквей.
Первой возвели на южной стороне церковь Петра и Павла, которая позже исчезла.
Существует легенда, что под крыльцом этой церкви находилось пророчество, предсказавшее восстание на Ипподроме (Ника).
Кстати, церковь построена рядом с дворцом, возведённым принцем Гормизда из Персии. Позже в нём проживал наследник престола Юстиниан. Он основал в этом доме мужской монастырь, вошедший в число самых элегантных памятников Константинополя.
Архитектура церкви
В Константинополе V-ого столетия большинство культовых строений возводились в стародавнем типе. Римские базилики имели колонны в качестве внутренних опор. При этом объёмные хоры с трёх сторон окружали средний неф. Отличием стало появление центрического начала и уменьшение длины зданий.
Постепенно формировалась Византийская система возведения церквей.
Хорошо сохранившаяся церковь Сергия и Вакха в Стамбуле стала первым крупным образцом нового типа культовых сооружений Константинополя. Купол церкви (его высота составляет 16,33 м) не имеет барабана, он укреплен прямо на стенах.
По форме похож на ребристую раковину, разделённую на 16 долей. Половина из них плоские и имеют окна. Другая часть имеет вогнутую форму, и располагается над углами. Если посмотреть на купол с высоты, то хорошо видны его волнистые очертания. В церкви впервые проявились черты архитектурного новаторства в обращении с пространством и светом.
Использовались оригинальные композиционные элементы в виде мраморной облицовки на большой площади сводов, каменный карниз вдоль уровня колонн. Он гармонично связывает воедино все части церкви. Считают, что подобная система крепления купола на квадратном основании пришла в архитектуру из образа древневосточного народного жилища.
Мечеть Малая Святая София
Почти полвека после падения Константинополя церковь действовала в роли христианского Храма. Правители Османской империи не уничтожали чужую веру, храмы верующих.
Только в 1506 году по приказу главного евнуха Хусейн-Ага (считается основателем мечети) церковь превратилась в мечеть Кучюк (Малая) Айя-София.
Чаще всего это делалось за счет возведения рядом с Храмом минаретов, откуда муэдзин в конкретное время призывал мусульман на молитву. И сейчас мечеть действующая, в ней проходят традиционные службы, намаз, запрещено посещать женщинам. К северу от церкви находится мавзолей с погребённым основателем.
История Большой Айя-Софии в Стамбуле
В декабре 537 года во время освящения роскошного храма Стамбула, справедливо звучали слова Юстиниана: «О, Соломон! Я превзошел тебя!». Непревзойдённый по красоте, величию, памятник «золотого века» Византийского зодчества стал на протяжении многих столетий известным православным Собором, который был признан символом христианского мира.
Историк Византии Прокопий писал: «Храм являет собой чудесное зрелище. Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья на бурных волнах моря». Император не жалел средств на строительство Храма и сам принимал участие в нём. Интересным фактом считается изготовление кирпичей и раствора для крепления, идущих на создание купола.
Для этого использовалась родосская глина с раствором на ячменных отварах с добавлением дорогого масла. Они были легкие и очень прочные (вес после просушки был в 10 раз меньше, чем у обычных кирпичей). Верх священного престола алтаря был изготовлен не просто из золота, а из специального сплава с серебром, драгоценными камнями, жемчугом.
Инкрустация драгоценными камнями сверкала на многих элементах внутреннего интерьера. Для облицовки внутренних стен Собора использовались мраморные плиты разного оттенка.
Их доставляли из разных мест, в том числе и из развалин языческих храмов. Колонны из красного порфира доставили из Храма Солнца, Сирийского города Баальбека. Во времена правления Аврелиана их привезли в Рим.
Интересно, что 107 колонн из ценных пород камня, поддерживающих своды, соответствовали именам христианских Святых. По преданию центральные врата в Собор изготовлены из кедра (остатков Ноева ковчега). Древние материалы, готовые архитектурные элементы помогли дополнительно сформировать необычную атмосферу в Большой Айя-Софии.
В результате её возведения впервые на планете удалось решить задачу построения строений купольного типа. Именно, с этого момента начинает развиваться крестово-купольный тип Соборов, свойственный древнерусской архитектуре. Его статус менялся на протяжении долгой жизни: это была мечеть, усыпальница, музей.
И почти 1500 лет её называли символом мира между религиями. Сейчас указ, подписанный президентом Турции, оставил только одно значение здания – мечеть.
Роскошная вязь, архитектурные элементы христианства до сих пор украшают стены Большой Айя — Софии в Стамбуле.
В сложной истории строения вместе с появлением стройных минаретов сохранились настоящие следы тяжелых жизненных ситуаций. Например, отпечаток на алтаре окровавленной руки Мехмета, когда он въехал на коне в святое место и приказал перестроить церковь в мечеть.
Существует историческая версия, что строительством знаменитой мечети занимались те же мастера, что и церкви Сергия и Вакха. Внутри собора находится много мест, обладающих особой силой, к которым всегда тянулись вереницы паломников.
Сто великих святынь Православия
Люди нашей планеты во все века стремились посетить места с бесценным наследием человечества, оберегаемым страной Православия. Её главными центрами являются монастыри, Соборы, Мечети, города с древними православными традициями, где хранятся мощи Святых или живы исторические моменты из бытия Христа.
Культурное наследие страны Православия и сейчас, когда мир захватили новшества техники, технологий, питает цивилизацию планеты древней, иногда неосознанной (но всегда полезной и интересной) информацией. Великие Православные святыни расположены во многих странах и посетить их все невозможно.
Единого канонического списка с перечнем святынь Православия нет. В каждой стране они создавали свою атмосферу, дух, культуру. Конечно, на первом месте по значимости в этом списке размещаются святые земли Израиля, Константинополя, Греции, Великой Руси, куда православная вера пришла из Византии.
В число ста святынь невозможно уместить все уникальные вершины паломничества, религиозные, художественные, чудотворные реликвии, святыни страны Православия. За всю свою жизнь человек может прикоснуться только к маленькой частице её богатств, духовных ценностей.
Цистерна Базилика
Любуясь величавыми строениями в историческом центре Стамбула, бродя по древней земле, наполненной легендами, мифами, подтверждёнными событиями из истории земли, нельзя пропустить необычные сооружения, во многом обеспечивающие жизнь многих поколений (их насчитывалось свыше 100, но восстановлено около 40 единиц).
Среди них не яркое здание, стилизованное под византийскую архитектуру. Даже его открытие произошло во время обычной прогулки рядом с роскошной церковью, когда путешественник из Голландии заинтересовался процессом ловли рыбы местными жителями из таинственной подземной скважины.
Исследования помогли открыть ещё одну достопримечательность страны. С 1987 года здесь организован музей древнего зодчества Византии, где можно увидеть как в давние времена во дворцах, домах богатых семейств были свои собственные цистерны, для сбора и хранения воды. Это отдельный сказочный мир, хранящий древнюю историю страны.
В их числе на первом месте находится Цистерна Базилика, созданная греками в IV веке. Внутри она похожа на таинственный дворец, укрывшийся за 336 девятиметровыми колоннами.
Сюда мчались потоки воды из акведука и её пользовались владельцы Большого дворца султана.
Сейчас, гуляя по специальным деревянным мостикам, приятно наблюдать за рыбами, кинуть монету в «Бассейн желаний», бесстрашно посмотреть в глаза каменной медузы Горгоны. Подземное царство Цистерны Базилики имеет особенные акустические свойства. На глубине 12 м часто проходят популярные концерты классической, джазовой музыки.
Где находится церковь Святых Сергия и Вакха и как туда добраться
Проблем добраться к церкви не возникает, при осмотре исторической части Стамбула или гуляя по другим его районам. Сделать это можно пешком из Султанахмет, на трамвае № 1 из Бейоглу. Воспользоваться метро по линии М2, маршрутным такси 22 или 23.